Витте как государственный деятель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:47, реферат

Краткое описание

На стыке XIX и XX веков общество вступило в новую фазу своего развития, в которой капитализм стал мировой системой. Россия встала на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во "второй эшелон" стран, которые называли "молодыми хищниками". Поэтому России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать тот человек, для которого должна была быть важна судьба России.
И вот на исторической арене появилась личность С.Ю. Витте. Ему глубоко претили такие "реформы", где живые человеческие души и судьбы становились лишь исходным материалом, из которого ретивые "реформаторы" "не в мраморе, а в мясе" высекают свои умозрительные построения и системы. Во времена великих крайностей и неизбежных великих потрясений Витте был невостребованным гением меры.
Среди крупных государственных деятелей России трудно найти личность сколь незаурядную, яркую, столь и неоднозначную, противоречивую, каким был он.

Файлы: 1 файл

ВИТТЕ ГОС, ДЕЯТЕЛЬ.docx

— 62.79 Кб (Скачать)

Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение  русской денежной единицы. Рубль  стал одной из самых стабильных валют  мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Это был  прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов С. Ю. Витте. Однако результативность его  реформаторских усилий во многом была следствием двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, огромной подготовительной работы его предшественников на посту главы финансового ведомства. Но, пожалуй, еще в большей степени успех невиданного в истории России начинания обеспечивала несомненная и однозначная поддержка, которую получали конкретные предложения и проекты Витте на самом верху иерархической пирамиды. Без покровительства же императора некоторые принципиальные предложения Витте не могли бы материализоваться. Сама идея укрепления рубля переходом на золотой паритет отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов. Аграрному же сектору подобное преобразование не сулило в обозримом будущем никаких особых выгод и даже наоборот: стабилизация отечественной денежной единицы, повышение ее курса неизбежно должно было привести к удорожанию экспорта. Главными же продуктами российского вывоза исстари служили продукты сельского хозяйства, и намечаемая реформа ущемляла интересы крупных дворян-землевладельцев, давно “правивших бал” в имперских коридорах власти, оказывая существенное влияние на курс государственной политики.

Весьма  влиятельные силы, в первую очередь  из кругов Государственного совета, неоднократно пытались блокировать их, умышленно  тормозя обсуждение намеченных мер, и по старой бюрократической традиции старались если и не отвергнуть сразу же нежелательное предложение, то похоронить его в бесконечных обсуждениях и согласованиях. Реализация узловых пунктов виттевской программы, превращение идей в законоположения происходило в большинстве случаев вопреки мнению “государственных старцев”, прямыми царскими указами, что и гарантировало успех.

Ко времени  занятия должности министра финансов С. Ю. Витте уже не сомневался в  целесообразности и необходимости  ускоренного промышленного развития России, в чем видел залог государственной стабильности. Для осуществления этой стратегической цели необходимо было решить важнейшие задачи: увеличить инвестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле индустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако добиться сколько-нибудь благоприятных результатов было невозможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной.

Позднее С. Ю. Витте писал, что когда он стал министром финансов (в 1893 г.), то уже не сомневался в том, что “денежное  обращение, основанное на металле, есть благо; но так как я ранее этим вопросом глубоко не занимался, то поэтому у меня являлись не то что бы некоторые колебания, а непоследовательные шаги, и в этом нет ничего удивительного”. Если этот важнейший принцип новым министром финансов был принят сразу, то конкретные пути его претворения в жизнь первые год-полтора его министерства служили предметом оживленных дискуссий и раздумий.           2.1.1 Налоги прямые и косвенные      

 За время, которое Витте руководил финансами страны,  прямые   налоги

выросли  незначительно.  Были  несколько  увеличены  налоги   на   городскую недвижимость  доходы,   от   «денежных   капиталов»,   распространялся   на банковские вклады, промысловый налог. В законе 1858  года  гораздо  большее значение придавалось обложению торговых и  промышленных  предприятий  по  их прибыльности,  а  для  предприятий,  «обязанных  публичной отчетностью»,  к которым относились акционерные общества и  полные  товарищества,  налогу  на прибыль было придано главное значение. В результате доходы в казну  от  этой группы  налогов  в  1900  году  удвоились  по сравнению с 1898-м.  Другие косвенные налоги либо остались без изменений,  либо  даже  были  снижены.  В частности,   был    уменьшен    поземельный    налог,    что    определялось сельскохозяйственным кризисом в стране.

Нерасположенность Витте к прямым налогам относилась  и к пошлинам.

По его инициативе был отменен паспортный сбор, пошлины  с застрахованных капиталов и  другие.  Отменен  сбор   с  ценности  грузов,  следующих  водным путем.                                К косвенным налогам отношение  Витте было совершенно иным. Именно   они были увеличены практически по всем   позициям.  Нефтяным  маслам, фосфорным спичкам и сахару повезло лишь в том, что акциз на эти товары повышался  лишь однажды. Дважды повышался питейный  и  табачный  акциз,  трижды  –  акциз  с пивоварения. Еще большее число раз увеличивались таможенные пошлины.

Принятые  меры  по  изменению   структурны  налогообложения,  впрочем, преследовали  чисто фискальные цели и кардинальных изменений не  несли.  Иное значение имела реформа питейная.                                                          2.1.2 Винная монополия 

Идея «казенной монополии торговли  питьями»  Витте  не принадлежала.

Произнесена она  была устами Александра III , а уж как  она  попала  в  голову монарха, бог  ведает. Эту мысль Александр  III высказывал и  предшественника Витте на посту министра финансов  Н.  Бунге  и  И.Вышнеградскому.  Но  оба министра  не решились на  рискованное,  по  их  мнению,  мероприятие.  Витте решился.   Мысли государя при этом в основном были нацелены  на  искоренения пьянства на Руси. Витте интересовала финансовая сторона проблемы. Доход от винной монополии  составил 200 млн. рублей в год.  Хотя  полные финансовые результаты эта мера принесла  после  повышения  цен  на  спиртное уже  в то время, когда Витте оставил пост в Минфине.                                                               2.1.3  Железная дорога                                               Пристрастие Сергей Юльевич именно  к железным дорогам понятно,  если вспомнить начало его трудовой биографии и прибавить  к этому огромные пространства  тогдашней России. Действительных финансовых успехов кампания по расширению железнодорожной сети не принесла, поскольку все доходы были направлены на строительство новых дорог. Но государственный ум Витте отлично осознавал зависимость развития экономики страны от транспортных проблем державы. Развитие железнодорожной сети  шло двумя путями: за счет бюджетных

средств и через  частные кампании. Число последних значительно сократились ( при Витте  только 9 обществ остались  владельцами  железных дорог против 41 в конце восьмидесятых), но теперь каждая из них владела гораздо большим по протяженности полотном. Итогом стало увеличение сети за время деятельности Витте на 86% с 29157 до 54217.

 Другой стороной железнодорожной реформы стало установление единых

тарифов грузовых и пассажирских перевозок, что значительно  упростило жизнь пассажиров и грузоотправителей.                                                          2.2 Денежная реформа.

"Я  совершил денежную реформу так,  что население России совсем  и не заметило ее, будто ничего  не было... И ни единой жалобы! Ни единого недоразумения со  стороны людей", - писал в своих  воспоминаниях Витте.

Первоначально Сергей Юльевич был сторонником  укрепления кредитного рубля посредством  административного контроля. Ему  казалось, что ужесточение надзора  за обращением денег и усиление ответственности  отечественных финансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволят укрепить рубль. "Наш государственный долг, вследствие расстройства и неустойчивости денежной системы, потерял всякую определенность. Действительный размер его - не есть величина постоянная".  В начале 1893 г. был предпринят ряд шагов, показавших, что финансовое ведомство настроено весьма решительно. Были установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль над биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курса стали уменьшаться. Так, если в 1891 г. в Лондоне они составляли 28,4%, то в 1892 г. - 8,8%, а в 1893 г. - 5,3%. Но довольно быстро министр финансов понял, что эти меры малоэффективны и что необходима качественная перестройка всей финансовой системы.

Но прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для  себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.

Деятельность  Министерства финансов стала мишенью ожесточенных нападок со стороны консервативных кругов общества. Сторонники исторической исключительности и национальной самобытности развернули шумную кампанию по дискредитации и самого С. Ю. Витте, и его финансовых начинаний. Наивысшего накала общественные страсти достигли в 1896 г. Русское общество, совсем еще недавно очень далекое от экономических интересов, вдруг с невиданным жаром погрузилось в оживленные дискуссии о путях и методах финансовой реорганизации.

Конкретных  и весомых аргументов у противников золотого рубля практически не было. Нападки базировались почти исключительно на эмоциях. Звучали голоса о “грядущем разбазаривании национальных богатств”, об обнищании страны, о превращении ее во вторую Индию.

Вся реформа  денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и в первую очередь на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения оправдались полностью), что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в массе своей оставались вне системы мирового денежного рынка, а “ценовая погода” внутри империи поддавалась контролю со стороны государства.

В представленном в Государственный совет в  марте 1896 г. законопроекте “Об исправлении  денежного обращения” С. Ю. Витте  следующим образом определял  главные условия проведения и  цели реформы: “Закрепить достигнутые  успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного обращения”. При этом реформа “должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейшего потрясения и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения... Проектируемая реформа, не нарушая народных привычек, не колебля цен, не внося беспорядка во все расчеты, поведет за собой переход нашей родины от неопределенного с юридической стороны, вредного в экономическом и опасного в политическом отношениях бумагоденежного обращения к обращению золотой монеты и разменных на нее знаков".

Введение золотой валютыукрепилогосударственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения, и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять стала возрастать. Однако вплоть до первой мировой войны России удалось сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.  

2.3 Поддержка и развитие  промышленности.

На рубеже XX века экономическая платформа  Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение  примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль - в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии.

Информация о работе Витте как государственный деятель