Виды источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы явлется углубленное изучение понятия и видов источников права.
Объекто исследования в данной курсовой работе являются источники права. Предметом исследования является анализ понятия и видов форм права.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Формы (источники) современного права России 5
1.1. Понятие формы права 5
1.2. Правовая доктрина 8
Глава 2. Виды источников права 11
2.1. Нормативный правовой акт – основная форма отечественного права: признаки, понятие, виды 11
2.2 Правовой обычай 20
2.3 Правовой прецедент 22
2.4 Нормативный договор 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Понятие и виды источников права.docx

— 180.42 Кб (Скачать)

     – новый прецедент может применяться не только к правоотношениям, возникшим после его принятия, но и к фактам дел, находящихся в производстве ранее (настоящее перспективное действие прецедента);

     – новый прецедент может применяться не только к правоотношениям, возникшим после, но и до его принятия (ретроспективное действие). В этом случае наблюдается обратная сила прецедента.

2.4 Нормативный договор

     Значимость  нормативного договора как одного из источников определяется тем, что право  по своей сути, за незначительным исключением, «договаривается» с субъектами права о характере юридически значимого поведения в обществе в той или иной ситуации по различным поводам. Такое понимание права зародилось еще в античности. Римские юристы согласие народа считали универсальным правообразующим фактором. Это нашло свое отражение в доктрине естественного права, признавающей договор в качестве единственного правомерного источника позитивного права. В то же время сторонники естественно-правовой школы договор рассматривали как фактический, но не юридический источник, как средство добровольного самоограничения свободной личности.

     Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

     Для нормативных договоров как особых видов договоров характерны следующие  основные черты:

     – предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;

     – заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;

     – охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;

     – распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

     – рассчитаны на неоднократное применение;

     – как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);

     – содержащиеся в них требования обязательны для исполнения;

     – продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений;

     – содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);

     – при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации – конституционные или уставные).

     Федеративные  государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной  властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения  сторон и их полномочия. 

 

Заключение

     По  итогам написания данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы. Право имеет своим источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, объективная потребность в регулировании которых возникает в жизни конкретного общества и должна быть осознана законодателем, т.е. пройти через его правосознание.

     Под источником права понимают материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле); основание  юридической обязательности норм (источник права в формальном и юридическом  смысле); материалы, посредством которых  мы познаем право (источники познания права). Кроме того, ряд отечественных  и зарубежных ученых выделяют исторические источники права, имея в виду вклад  права конкретного государства  в создание какой-либо правовой системы.

     Различают следующие виды источников права: нормативный  правовой акт, правовой прецедент, правовой обычай и нормативный договор.

     Правовой  обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения. Правовой прецедент – это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах. Судебный прецедент является весьма распространенной формой права в современном мире. Нормативный правовой акт – установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. В России законы делятся на конституционные и обыкновенные. К конституционным законам относятся прежде всего сама Конституция и федеральные конституционные законы. Подзаконный нормативный правовой акт – это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными.

     Формы (источники) права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. 
 

 

Список  использованной литературы

  1. Конституция РФ. – М., 2004. – 32 с.
  2. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. // СЗ РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2663.
  3. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 24 мая 1994 г. // СЗ РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
  4. Федеральный закон о нормативных правовых актах РФ. Проект // Журнал российского права. – 1997. – № 10. – С. 157.
  5. Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. – М., 1982. – Т. 2. – С. 201 – 231.
  6. Вопленко, Н.Н. Источники и формы права / Н. Н. Вопленко. – Волгоград, 2004. – 100 с.
  7. Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
  8. Бошно, С. В. Судебная практика: способы выражения /
  9. В. Бошно // Государство и право. – 2003. – № 3. – С. 19 – 29.
  10. Григорьева, И.В. Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.
  11. Загайнова, С. К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения / С. К. Загайнова. – М. : Норма, 2002. – 167 с.
  12. Законодательная техника: науч.-практ. пособие; под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 2000. – 272 с.
  13. Законотворчество в Российской Федерации; под ред. проф. А. С. Пиголкина. – М., 2000. – Гл. 3, 4, 6, 8, 10, 11. – 605 с.
  14. Зивс, С. Л. Источники права / С. Л. Зивс. – М., 1981. – Гл. 1, 2, 4. – 239 с.
  15. Златопольский, Д. Л. О сущности Конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал российского права. – 1997. – № 10. – 60 с.
  16. Конституция, закон, подзаконный акт. – М. : Юрид. лит., 1994. – 133 с.
  17. Кросс, Р. Прецедент в английском праве / Р. Кросс. – М., 1985. – 237 с.
  18. Марченко, М. Н. Источники права / М. Н. Марченко. – М., 2005.  759 с.
  19. Поленина, С. В. Законотворчество __________в РФ / С. В. Поленина. – М., 1996. – 145 с.
  20. Поленина, С. В. Инициативный проект федерального закона о законах и иных нормативных правовых актах РФ / С. В. Поленина и др. // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 57 – 68.
  21. Сорокин, В. В. О систематизации переходного законодательства /В. В. Сорокин // Журнал российского права. – 2001. – № 7. – С. 59 – 65.
  22. Тихомиров, Ю. А. Коллизионное право / Ю. А. Тихомиров. – М.,2002. – 393 с.
  23. Тихомиров, Ю. А. Правотворчество области как субъекта РФ /Ю. А. Тихомиров, Т. Д. Зражевская // Государство и право. – 1997. – № 1. – С. 12 – 17.
  24. Тихомиров, Ю. А. Теория закона / Ю. А. Тихомиров. – М., 1982.  Гл. 2, 3. – 215 с.

Информация о работе Виды источников права