Виды источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы явлется углубленное изучение понятия и видов источников права.
Объекто исследования в данной курсовой работе являются источники права. Предметом исследования является анализ понятия и видов форм права.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Формы (источники) современного права России 5
1.1. Понятие формы права 5
1.2. Правовая доктрина 8
Глава 2. Виды источников права 11
2.1. Нормативный правовой акт – основная форма отечественного права: признаки, понятие, виды 11
2.2 Правовой обычай 20
2.3 Правовой прецедент 22
2.4 Нормативный договор 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Понятие и виды источников права.docx

— 180.42 Кб (Скачать)

     – возникновение пробелов, противоречий, неопределённости в позитивном праве;

     – общепринятостью доктринальных взглядов в корпорации юристов и обществе;

     – авторитетностью и духовно-культурными основаниями правовой доктрины.

 

Глава 2. Виды источников права

2.1. Нормативный правовой акт – основная форма отечественного права: признаки, понятие, виды

     Система права и законодательство Российской Федерации тяготеют к романо-германской правовой семье. Ведущей, господствующей формой (источником) права в России является нормативный правой акт.

     Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

     Нормативный акт – одна из основных, наиболее распространённых и совершенных  форм современного континентального права  Германии, Франции, Италии, России и т.п.

     1. Нормативный правовой акт –  юридический документ, принимаемый управомоченными субъектами в порядке реализации правотворческих полномочий. Другие правовые акты принимаются при реализации полномочий другого порядка – правоприменительных, надзорных, официального толкования.

     2. Нормативный правовой акт –  это правовой акт, не имеющий конкретного адресата. Он не персонифицирован. Другие акты (приговор, решение и др.) адресованы индивидуально-конкретным лицам либо профессиональным группам (акт официального толкования).

     3. Нормативный правовой акт не исчерпывается однократной реализацией. Он действует непрерывно столько раз, сколько случается соответствующих жизненных ситуаций. Другие правовые акты исчерпываются однократным исполнением (приказ ректора, решение суда).

     Нормативный правовой акт – юридический документ, принимаемый управомоченными органами и лицами в порядке реализации правотворческих полномочий, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами, оформляющий общеобязательные правила поведения.

     Предварительно  следует назвать следующие виды нормативных правовых актов: 1. Законы (федеральные и субъектов федерации); 2. Подзаконные нормативные правовые акты; 3. Акты локального регулирования  общественных отношений.

     Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

     Признаки  закона:

     1) может приниматься только органом законодательной власти или референдумом;

     2) порядок его подготовки и издания  определяется Конституцией РФ и Федеральным Собранием РФ;

     3) закон должен выражать волю  и интересы народа;

     4) обладает высшей юридической  силой, и все подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чём не противоречить;

     5) регулирует наиболее важные, ключевые  общественные отношения.

     Именно  данные признаки и выделяют закон  в системе иных нормативных актов  и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его  принял, причём в строго оговоренном  порядке.

     Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

     по  объёму регулирования (общие и специальные) и т.д.

     Виды  законов:

     1) Конституция (закон законов) –  лежащий в основе учредительный политико-правовой акт, который закрепляет конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления и государственного устройства, учреждает федеральные органы государственной власти;

     2) федеральные конституционные законы  – законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

     3) федеральные законы – это акты  законодательства, посвящённые различным  сторонам жизни общества (например, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и пр.);

     4) законы субъектов Федерации –  издаются их представительными  органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Самарской области о муниципальной службе в Самарской области, о социальных гарантиях и т.п.).

     В зависимости от особенностей правового  положения субъекта правотворчества  все нормативные акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
  • нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • нормативные акты, принятые на референдуме.

     В зависимости от сферы действия нормативные  акты делят на:

  • федеральные;
  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

     В зависимости от срока действия нормативные  акты классифицируют на:

  • нормативные акты неопределённо длительного действия;
  • временные нормативные акты.

     Таким образом, в зависимости от юридической  силы все нормативные акты группируются в определённую систему, в которой  каждый из актов занимает своё место  и играет свою роль.

     Среди подзаконных нормативных правовых актов выделяется роль и значение указов Президента РФ. Их своеобразие  подчеркивается в ст. 90 Конституции  РФ и состоит в следующем. По юридической значимости указы делятся на нормативные и индивидуальные.

     Подзаконный нормативный правовой акт – это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и кончая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.

     Подзаконные акты обладают меньшей юридической  силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

     Выделяют  следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

     1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный  период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

     2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

     3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

     4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

     5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

     6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сёл, посёлков, микрорайонов и т.п.

     7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

     Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных  актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

     В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ).

   Нормативные указы содержат нормативные предписания  и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный в масштабе страны характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.).

     Иногда  они сопровождаются утверждением положений  об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

     Указы Президента РФ не могут противоречить  Конституции РФ и федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

     Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

Информация о работе Виды источников права