Виды источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы явлется углубленное изучение понятия и видов источников права.
Объекто исследования в данной курсовой работе являются источники права. Предметом исследования является анализ понятия и видов форм права.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Формы (источники) современного права России 5
1.1. Понятие формы права 5
1.2. Правовая доктрина 8
Глава 2. Виды источников права 11
2.1. Нормативный правовой акт – основная форма отечественного права: признаки, понятие, виды 11
2.2 Правовой обычай 20
2.3 Правовой прецедент 22
2.4 Нормативный договор 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Понятие и виды источников права.docx

— 180.42 Кб (Скачать)

     Распоряжения  Президента также ненормативные  и принимаются по оперативным  вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

     Президенты  республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

     Очень важны и многообразны по содержанию нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения. Постановления являются нормативными, а распоряжения – индивидуальными документами.

     Эти акты можно подразделить на издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

     Правительство разрабатывает, утверждает и реализует  базовые нормативно-правовые акты и  целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

     Принимаемые им акты: во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни; во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений; в-третьих, вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов.

     Постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью.

     На  уровне субъектов федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

     Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов  федерального значения при осуществлении  своих полномочий издают постановления  и распоряжения.

     В ряде областей, краях и городах  федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

     Весьма  существенно расширены полномочия органов местного самоуправления. Их представительные органы (дума, муниципальный  совет и др.) по вопросам своего ведения  принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) – постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

     Нормоконтроль в системе подзаконных нормативных  правовых актов осуществляют: Президент, который может отменить нормативные правовые акты Правительства РФ; Правительство контролирующее правотворчество органов исполнительной власти; граждане и прокуроры, которые могут обращаться в суд в случаях несоответствия нормативных правовых актов Конституции РФ и федеральным законам.

2.2 Правовой обычай

 

     Этот  вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан  на протяжении длительного исторического  развития. Определенная часть из них  перестает соответствовать потребностям общества и утрачивает свое значение, «уступая дорогу» другим, более востребованным.

     Правовой  обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.

     Обычно  выделяют следующие виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талилона). Государство  санкционирует лишь те обычаи, которые  не противоречат проводимой им политике, а также со сложившимися нравственными  основами образа жизни.

     Термин  «обычай» в современных правовых системах трактуется, как правило, неоднозначно. Нередко наряду с ними используется понятие «обыкновение». Обыкновение, играющее большую роль в регулировании торговых отношений, определяется, как правило, сложившимся на основе столь постоянного единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерений.

     Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:

     – носят локальный характер;

     – тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);

     – их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;

     – их применение обеспечивается санкцией государства;

     – отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.

     В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения  традиционно сложившихся норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в различных сферах деятельности и международного общения. В данном случае обычай может рассматриваться как основание для создания новых норм международного права и как результат такого процесса.

     По  мнению Р. Давида, действие правового обычая возможно при наличии следующих трех условий: признание его в качестве правового общностью, в которой он сложился; наличие определенного «возраста» обычая; обычай не должен противоречить публичному порядку и добрым нравам либо должен быть разумным.

     В странах общего права к обычаю предъявляются еще и такие  требования, как непрерывность действия, использование с общего миролюбивого согласия, обязательная сила, определенность и согласованность.

     В целом в современной правовой науке отсутствует единое понимание  обычая как источника права, и  даже в правовой доктрине одной и  той же страны сложно найти разные определения правового обычая.

2.3 Правовой прецедент

     Под прецедентом принято понимать характер поведения субъекта (субъектов) права  в конкретной ситуации, которое рассматривается  как образец поведения для  других в аналогичных обстоятельствах.

     Правовой  прецедент – это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

     Судебный  прецедент является весьма распространенной формой права в современном мире. Юридическая практика в целом  и судебная практика в частности  фактически получили значение источника  права еще в Древнем Риме, поскольку  ряд институтов римского права складывался  именно в ходе судебной практики. В  отечественной науке судебный прецедент  как источник права отрицался. Назначение судебной практики признавалось как  средство формирования правосознания  юристов, являющегося личностным механизмом разрешения юридически значимых дел. Иными  словами, судебная практика рассматривалась  как определенная идеология.

     Этот  источник права широко используется в англосаксонской системе права. Так, в Великобритании право создано  королевскими Вестминстерскими судами, ибо общее право – это право судебной практики. Судебная практика в Великобритании и других государствах данной правовой семьи не только реализует право, но и создает норму права. Соответственно судьи исполняют роль субъектов правотворчества. Обязанность придерживаться норм права, уже содержащихся в общей части судебных решений, уважать судебные прецеденты вполне логична для права, созданного судебной практикой. Судьи в государствах с общей системой права обязаны придерживаться решений, принятых их предшественниками.

     Судебный  прецедент – источник права, в наибольшей мере раскрывающий своеобразие англосаксонской правовой системы. Возникший в Англии и распространившийся в десятках стран мира, он повсеместно остается в основе своей английским, хотя, конечно, и отражает специфику местных условий и британской колониальной политики.

     Условием  действия системы прецедентов является наличие источников информации о  прецедентах, т.е. судебных отчетов. Об их важности свидетельствует тот факт, что доктрина обязательности прецедента сложилась в современном виде лишь в середине XIX века, когда запись судебных отчетов стала цельной системой.

     Доктрина  прецедента обусловливает особую роль суда в формировании и развитии права. Если на европейском континенте судьи  лишь применяют правовые нормы, то в  условиях прецедентного, или общего, права вынося решения или приговор, они одновременно объявляют или  создают право, т.е. выступают в роли законодателей. Альтернатива – «объявляют или создают» – объясняется неодинаковой природой судебных прецедентов. Одни из них (деклараторные) повторяют уже существующие нормы права или дают их толкование. Другие (креативные) – восполняют пробелы законодательства и создают таким образом новую норму.

     Исследователи отмечают, что, говоря о соотношении  прецедента и закона, необходимо учитывать по меньшей мере три фактора:

     – утрату прецедентом со второй половины XIX в. своего верховенства в правовой системе;

     – неоднозначность «взаимоотношений» закона и прецедента, ибо приоритетом обладает закон по отношению к прецеденту, поскольку последний может быть отменен нормой закона, и судебный прецедент по отношению к закону, что вытекает из обязанностей суда толковать акты парламента, при этом лишь нормы законодательства, получившие судебное истолкование, считаются частью общего права;

     – надгосударственный характер общего права, действующего в большой группе англоязычных стран.

     В странах общего права судебный прецедент  действует лишь на определенную ограничивающую дату. Неодинакова и степень строгости  в следовании правилу прецедента.

     В Великобритании, например, правила  прецедента раскрываются в следующих  основных положениях:

     – решения, вынесенные высшей судебной инстанцией – палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов;

     – решения, принятые Апелляционным судом, состоящим из двух отделений – гражданского и уголовного, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда;

     – решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны, который был создан в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.

     В США правила прецедента не действуют  так жестко. Верховный суд США  и верховные суды штатов могут  менять свою практику. Прецедент действует  лишь в пределах судебной системы  конкретного штата в силу их независимости. С определенной долей условности можно считать, что в США существует 51 система права – 50 в штатах и одна федеральная.

     С середины XX в. прецедент как источник права стал применяться в романо-германской правовой семье, в семье социалистического права (применительно к арбитражной практике), и можно сказать, что начинает пробивать себе дорогу в российской правовой системе (полномочия Конституционного Суда РФ).

     По  действующему законодательству Высший арбитражный и Верховный суды Российской Федерации в процессе рассмотрения дел наделены правом отмены ведомственных приказов. Например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2005 г. был признан недействующим Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 марта 2005 г. №34 «Об утверждении границ муниципальных образований в Волгоградской области», в части включения поселков «Соляной», «им. 19 партсъезда» в черту муниципального образования Светлоярский район Волгоградской области (приложение №25).

     С учетом особенностей действия судебного  прецедента во времени выделяются три  варианта его применения:

     – новый прецедент применяется только к правоотношениям, возникшим после его принятия (перспективное действие прецедента);

Информация о работе Виды источников права