Усыновление и удочерение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:28, реферат

Краткое описание

Работа начинается с краткого описания исторического развития опеки и попечительства в отечественном праве. Ниже упомянута сущность данных институтов и о том, каковы их задачи. Подробнее рассмотрены требования, предъявляемые к опекунам и попечителям современным законодательством. В конце работы рассказан порядок установления и отмены опеки и попечительства.

Оглавление

Введение______________________________________________________3
1.Усыновление и удочерение_____________________________________5
2. Понятие опеки и попечительства, и их разграничение_______________18
3.Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними______22
4.Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами______________________________________________________24
5.Установление попечительства над совершеннолетними гражданами ____26
6. Прекращение опеки и попечительства____________________________28
Заключение____________________________________________________32
Список использованной литературы_______________________________31

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

   Содержание

Введение______________________________________________________3

1.Усыновление и удочерение_____________________________________5

2. Понятие опеки и попечительства, и их разграничение_______________18

3.Установление  опеки и попечительства над  несовершеннолетними______22

4.Установление  опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами______________________________________________________24

5.Установление  попечительства над совершеннолетними гражданами ____26

6. Прекращение  опеки и попечительства____________________________28

Заключение____________________________________________________32

Список  использованной литературы_______________________________31

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Граждане  Российской Федерации вступают в  различные общественные отношения  во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие  права и обязанности. Положение  ст. 60 Конституции РФ о возможности  самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности  соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении  гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента  гражданин становится полностью  дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин  может самостоятельно заключать  договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность  за свои действия.

   Однако  возможны ситуации, когда гражданин  в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в  состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и  защищать свои законные интересы. В  этих случаях он нуждается в посторонней  помощи, оказание которой и является целью установления опеки или  попечительства.

   Институт  опеки и попечительства регулируется нормами семейного права, как, по моему мнению, подотрасли гражданского права, но гражданское право вообще, естественно, играет здесь огромную роль. Однако если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет  внимание в основном опеке над  несовершеннолетними.

   При написании работы я знакомился с  действующим законодательством  по данному вопросу и сравнивал  его с существовавшим ранее. Я  также изучил труды ученых-правоведов на эту тему, в частности, работы Ершовой Н.Е. Собранный ею теоретический  и практический материал представляет собой большой структурированный объем аналитического видения проблемы опеки и попечительства.

   При написании работы, раскрывая изменения  в законодательстве по данному вопросу, использовался исторический и сравнительный, а также общенаучные методы анализа  и синтеза.

   Работа  начинается с краткого описания исторического  развития опеки и попечительства в отечественном праве. Ниже упомянута  сущность данных институтов и о том, каковы их задачи. Подробнее рассмотрены  требования, предъявляемые к опекунам и попечителям современным законодательством. В конце работы рассказан порядок  установления и отмены опеки и  попечительства.

1Усыновление и удочерение

1. Понятие,  условие и порядок, правовые  последствия и тайна усыновления.

 Усыновление  (удочерение) является одним из  самых старейших правовых

институтов  и существует во всех современных  правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 Под  усыновлением или удочерением  понимается юридический акт, в  результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а так же их родственниками по происхождению. Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

 а)  установление правовой связи  между усыновителями (усыновителем) и

усыновленным  ребенком, а так же между усыновленным ребенком и

родственниками  усыновителя;

 б)  прекращение правовой связи усыновленного  ребенка с его родителями и

другими родственниками по действительному  кровному происхождению.

 Таким  образом, усыновление одновременно  является как правообразующим,  так и правопрекращающим юридическим фактом.

 Посредническая  деятельность по усыновлению  детей, то есть любая

деятельность  физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, законом не допускается (ст. 126 СК). Однако к посреднической деятельности по усыновлению детей не относится:

 а)  деятельность органов опеки и  попечительства (то есть органов  местного

самоуправления), а также органов исполнительной власти субъектов РФ и

федерального  органа  исполнительной власти, определяемого  Правительством РФ по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

 б)  действия в процессе усыновления  надлежащим образом уполномоченного

представителя лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в пределах,

допускаемых законодательством;

 в)  деятельность специально уполномоченных  иностранными государствами

органов или организаций по усыновлению  детей.

 Но  их деятельность может осуществляться  на территории РФ только в  силу

международного  договора или на основе принципа взаимности.

 Положение  о деятельности органов и организаций  иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением, утвержденное постановлением Правительства РФ от28 марта 2000г. №268, определяет, что разрешение на открытие представительства иностранной организации (аккредитация) может выдаваться некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления об аккредитации.

 Вопрос  об аккредитации представительства  иностранной организации (отказе  в аккредитации, досрочном ее прекращении или продолжении ее срока) рассматривается Министерством образования РФ в течение трех месяцев с даты представления всех необходимых документов с правом запроса подлинных экземпляров учредительных документов иностранных организаций, информации иностранных организаций и компетентных органов государства о деятельности этих организаций, а так же законодательных актов в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения иностранных организаций.

 Решение  об аккредитации представительства  иностранной организации сроком на один год (отказе в аккредитации, ее досрочном прекращении или продлении ее срока) Министерство образования РФ принимает по согласованию с МИД России, МВД России, Министерством юстиции РФ, Министерством здравоохранения РФ и Министерством труда и социального развития РФ, которые проводят проверку деятельности иностранных  организаций в пределах своей компетенции и представляют в Министерство образования РФ заключения о возможности аккредитации представительств иностранных организаций.

 На  основании решения об аккредитации  представительству иностранной

организации государственной регистрационной  палатой при Министерстве

юстиции РФ выдает соответствующее свидетельство.

 Аккредитованные  представительства иностранных  организаций по усыновлению детей на территории РФ наделены следующими полномочиями:

 а)  представлять в установленном  порядке в соответствующий орган

исполнительной  власти субъекта РФ или Министерство образования РФ документы кандидатов в усыновители, проживающих на территории государства местонахождения иностранной организации, для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для установления усыновления;

 б)  получать направления для кандидатов  в усыновители на подбор ребенка  в

установленном порядке;

 в)организовать  прием и размещение кандидатов  в усыновители, оказывать

необходимую помощь в оформлении усыновления;

 г)  осуществлять иную деятельность  по представительству интересов

кандидатов  в усыновители на территории РФ, разрешенную законодательством РФ. Дети, в отношении которых допускается усыновление. Как установлено п.2 ст. 124 СК, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Лица, достигшие совершеннолетия (18 лет), не могут быть усыновлены.

 Основной  социальной целью усыновления  является создание детям, лишившимся попечения родителей наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.

 К  интересам ребенка, которые должны  быть соблюдены при усыновлении,  могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.

 Не  вызывает сомнения, что процесс  взаимной адаптации усыновленного  и

усыновителя происходит при усыновлении малолетнего  ребенка. Иное дело,

когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении

личности  которого возможны дополнительные сложности. По этой причине

следует особенно внимательно рассматривать  просьбы об усыновлении юношей, девушек 14 – 17 лет лицами, ранее не участвовавшими в их воспитании или содержании, не проявлявшими о них заботы и внимания, выяснять истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого юноши (девушки). Усыновление подростков такого возраста может производиться в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами, желающими быть усыновителями, или когда наличие между ними контактов и отношений свидетельствует о проявляемой заботе, взаимной привязанности, желании юридически оформить ранее сложившиеся отношения.

 Закон  не содержит ограничений по  усыновлению детей, страдающих  каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка и о дополнительных морального и материального характера, которые потребуются от них в будущем для надлежащего воспитания усыновленного ребенка. В ситуации, когда речь идет об усыновлении больного ребенка, необходимо выяснить наличие у усыновителей реальных возможностей не только для воспитания, но и для лечения ребенка. В том случае, когда после усыновления были выявлены умственная неполноценность или наследственные отклонения в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении, суд вправе

отменить  усыновление исходя из интересов  ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет (ст. 57, 141 СК).

 Усыновление  детей иностранными гражданами  или лицами без гражданства

допускается только в случаях, если не представилось  возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственниками ребенка независимо от места их жительства и гражданства.

 Дети, оставшиеся без попечения родителей,  могут быть переданы на

усыновление иностранным гражданам, лицам без  гражданства, а так же

гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами  территории РФ, не

Информация о работе Усыновление и удочерение