Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Целью – выявление проблем в правовом регулировании усыновления детей.
Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, правовую природу и значение усыновления (удочерения),
- определить порядок и правовые последствия усыновления (удочерения).
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, правовая природа и значение усыновления………6
1.1. Понятие и значение усыновления……………………………………6
1.2. Правовая природа усыновления…………………………………….10
Глава 2. Порядок и правовые последствия усыновления…………….14
2.1. Порядок усыновления………………………………………………...14
2.2. Виды правовых последствий усыновления………………………..18
2.3. Судебная практика…………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………..31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Факультет параллельного образования и экстерната
Кафедра
юриспруденции
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
Гражданско-процессуальному
Рассмотрение дел
об усыновлении
(удочерении) ребенка
Выполнил:
Проверила:
К.ю.н. Тетерина
Т.В.
Сыктывкар 2010
Введение
Нынешнее состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что негативные последствия изменившейся социально-экономической ситуации в стране в первую очередь отразились на детях.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью государства, а, следовательно, находятся под особой государственной защитой и имеют приоритетное государственное значение.
Приоритетность
данного направления
Судебный
порядок усыновления детей
По
данным Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, при усыновлении
детей допускаются
Все вышеизложенное и предопределило актуальность научного исследования процессуальных особенностей рассмотрения судами дел об усыновлении.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе и по поводу правового регулирования процедуры усыновления (удочерения) детей в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие указанные правоотношения.
Целью – выявление проблем в правовом регулировании усыновления детей.
Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:
-
рассмотреть понятие, правовую
природу и значение
- определить порядок и правовые последствия усыновления (удочерения).
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации3, Семейный кодекс Российской Федерации4, Гражданский кодекс РФ5, Гражданский процессуальный кодекс6, федеральные законы и подзаконные нормативные акты.
В качестве теоретической основы исследования в работе использованы труды ведущих отечественных ученых в области гражданского и семейного права, а именно: Г. Л. Осокиной7, Л.М. Пчелинцевой8, А. И. Пергамент9, О. С. Иоффе10, В. Н. Забродина11 и других.
Глава 1
Понятие, правовая природа и значение усыновления
1.1 Понятие и значение усыновления
Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком, а при их отсутствии независимо от причины ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. В этих случаях отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. Кроме причин объективного характера, утраты родительского попечения, существуют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.); но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите12.
Такие причины обусловили появление в научном обиходе нового понятия «социальное сиротство». Суть явления, обозначаемого этим понятием, заключается в отсутствии у детей, имеющих живых родителей, надлежащего попечения со стороны последних.
Государственная социальная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности. Нашему государству понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов...».
Неслучайно семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но, прежде всего, отвечает интересам самих детей. Известно, что семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.
Общеизвестно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Иметь родителей для ребенка означает безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру. Как справедливо заметил австрийский педагог Х. Райнпрехт, «хорошая супружеская пара является для ребенка источником ценностной ориентации, без родителей процесс поэтапного формирования личности затруднен»13.
Институт усыновления, представляющий совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с усыновлением, не находит однозначной позиции в правовой науке.
Усыновление — это такое юридическое действие, с которым связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают с правопорождающего юридического факта, а именно со дня вступления в силу решения суда об установлении усыновления (п. 3 ст. 125 СК РФ).
Усыновление — это сложный юридический акт. В нем находят отражение как воля лиц, выразивших желание усыновить ребенка, родителей, давших согласие на усыновление своего ребенка, самого ребенка, достигшего 10-летнего возраста, и других лиц, установленных законом, так и воля государства, выраженная в решении суда. Таким образом, государственная воля оказывает определенное влияние на возникновение порождаемых усыновлением отношений.
Решение суда об установлении усыновления, являясь юридическим фактом, является первоначальным основанием возникновения прав и обязанностей между усыновителем и усыновленным, а также несет одновременно и характер правопрекращающего факта. Судебное решение влечет прекращение ранее существовавших семейно-родственных правоотношений ребенка с его биологическими родителями и их родственниками.
Что касается вопроса о содержании термина «усыновление» в более узком юридическом смысле, то здесь мнения, высказанные в разное время различными учеными, расходятся. В самом деле, как ранее действовавшее законодательство, так и современное не дают определения усыновления, а использовавшиеся и используемые в настоящее время формулировки правовых норм не позволяют прийти к единому мнению.
Ряд ученых придерживается мнения, что отношения между усыновителем и усыновленным равнозначны отношениям между родителями и детьми.
Данные отношения основываются преимущественно на бессознательной любви, «чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка», считает Д.И. Мейер14.
Б.Л. Хаскельберг утверждает, что «правоотношения усыновления не отличаются по своему содержанию от правовых связей, существующих между родственниками»15.
О.С. Иоффе писал, что «усыновление устанавливает правовые связи, полностью совпадающие по своему содержанию с отношениями между родителями и детьми»16.
С.А. Муратова: «Усыновление представляет собой семейное правоотношение между усыновителем и усыновленным, которое по содержанию эквивалентно родительскому правоотношению»17.
Л.М. Пчелинцева рассматривает усыновление как «юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению»18.
Иные исследователи настаивают на том, что в результате усыновления возникают отношения, лишь сходные с родственными, но никак не приравниваются к родственным. В данном мнении заложена позиция, что в основе родительского правоотношения лежит происхождение одного лица от другого, которое они определяют как родство.
В.Н. Забродина утверждает, что «усыновление есть искусственная правовая связь», в то время как «родство — прежде всего кровная связь лиц, которая не может быть создана законодательно». В.Н. Забродина дает следующее определение усыновлению: «Усыновление есть обеспеченный сохранением тайны добровольный, санкционированный государством юридический акт, в силу которого между усыновленным (и его потомством) и усыновителем (и его родственниками) возникают отношения, приравненные к родительским»19.
Г.Ф. Шершеневич писал, что «под именем усыновления понимается признание за посторонними лицами юридического положения законных детей»20.
Таким образом, бесспорным остается только само утверждение, что усыновление порождает правоотношения. А вот какие именно правоотношения — родительские или подобные родительским? Четкий ответ на данный вопрос в ныне действующем семейном законодательстве России отсутствует.
1.2. Правовая природа усыновления
Действующий закон позволяет говорить о внутреннем содержании усыновления, его правовой природе. Определение понятия «усыновление» и его правовая природа - взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Степень их взаимосвязи различна, и это отчетливо проявляется при анализе усыновления как правового института, как юридического факта, как системы правоотношений. Не представляет особых затруднений определение содержания понятий этих чисто правовых явлений. И напротив, в некоторых случаях безуспешными оказываются попытки однозначно определить правовую природу «формы воспитания» и «формы устройства». Оценка такого сложного феномена, как форма воспитания, не исчерпывается только выявлением его правовой природы и не должна отождествляться с «правом на воспитание».
Главное отличие «права на воспитание» от «формы воспитания» состоит в том, что последняя - явление сложное, многогранное, включающее в себя ряд аспектов (психологические, социологические, медицинские, педагогические и др.). Этим обстоятельством обусловлены трудности в определении правовой природы данного понятия.
Информация о работе Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) ребенка