Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 18:44, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства. Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
Оглавление
Введение 1. Форма государственного устройства 2. Унитарное государство 2.1 Понятие унитарного государства 2.2 Особенности унитарных государств Заключение Список сокращений Библиографический список литературы
Федеративная форма государственного
устройства является еще более многоликой,
чем унитарная. Каждая федерация обладает
уникальными, специфическими особенностями.
И все же можно при этом выделить черты,
характеризующие все федеративные государства.
Так,
в отличие от унитарного государства федеративное
в политико-административном отношении
не представляет собой единою целого.
Оно состоит из территорий субъектов (членов)
федерации и является союзным государством.
Государственные образования, входящие
в состав федеративного государства, могут
не являться государствами в собственном
смысле слова, поскольку они не обладают
полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью
и независимостью по всем вопросам внутренней
и внешней политической жизни. Степень
суверенности может быть разной. Однако
выделяется круг вопросов, которые не
могут быть решены без участия центральной
власти. Но, во всяком случае, субъекты
федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной
самостоятельностью приобретают и определенную
политическую самостоятельность, и это
их отличает от административно-территориальных
образований унитарного государства.
Одним из сложных вопросов федерации
является вопрос о праве наций на самоопределение
и выходе из состава федерации. Разумеется,
вступление в федерацию должно быть делом
добровольным. Но может ли на основе этого
принципа осуществляться выход из ее состава?
Анализ конституций существовавших федераций
показывает, что выход из состава федерации
нигде не закрепляется в конституции.
Исключением был бывший СССР, в Конституции
которого такое право было предоставлено.
Однако это право было декларативным.
Действительно, отношения между субъектами
федерации являются очень тесными, имеет
место кооперация хозяйственных связей,
допускается перелив финансовых средств
одного субъекта федерации другому путем
предоставления ему субсидий, дотаций
и т.п. Поэтому одностороннее волеизъявление
субъекта (федерации по вопросу о его выходе
не может устроить всех других членов
федерации, поскольку при этом возможно
нарушение их интересов и причинение им
ущерба. В этом процессе необходимо дополнить
волеизъявление субъекта федерации, поставившего
вопрос о выходе из нее, согласием или
утверждением со стороны федерации в целом.
Иными словами, принцип права наций на
самоопределение не должен вести к нарушению
целостности государства. На такой подход
нацеливает и утверждение приоритета
прав человека над правами наций, народов,
переосмысление принципа наций на самоопределение.
В современных условиях социальная
цена за реализацию принципа права на
самоопределение в федеративном государстве
становится столь большой (разрыв хозяйственных
связей, возникающие проблемы этнических
меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные,
беженцы, нарушение прав человека, спад
производства и т.п.), что сторонникам приоритета
права нации над правами человека всегда
необходимо задумываться, во что же могут
обойтись народу, нации мифические идеалы
и утопии сепаратизма, обособления, отделения,
выхода из федерации, образования самостоятельного
государства. Появилась еще одна проблема
устройства государства. Это его роль
в защите диаспоры, т.е. той части соотечественников,
которая в силу тех или иных причин (распад
государства, иных исторических причин)
оказалась на территории другого государства.
Их положение в чужом государстве не может
быть безразличным для соотечественников.
История
возникновения федераций свидетельствует
о том, что в основном федерации образовывались
на территории крупных государств (Россия,
Индия), осуществление власти в которых
сопровождалось определенными трудностями,
связанными с огромной территорией страны.
Также формирование федерации можно проследить
при объединении нескольких унитарных
государств первоначально в конфедерацию,
а позднее - в федерацию. Яркий пример такого
процесса – образование федерации в США.
Разрозненные колонии в Северной Америке
восстали против британского владычества
и, объявив себя государствами, объединились
в конфедерацию (США). И только после нескольких
лет совместного пребывания в конфедерации
они создали федерацию (тоже США), что было
закреплено принятием Конституции 1787
г. Аналогично образовались и другие федеративные
государства, например, Германия и Швейцария.Рассмотрев
пример образования федерации, нельзя
обойти стороной возникновение унитарных
государств, которые в основном были небольшими
по занимаемой ими территории и изначально
слитными, цельными государствами. Управление
такими государствами особой сложности
не представляло и в связи с этим не требовалось
создания какой-то дополнительной власти.
Также большинство из современных унитарных
государств – это бывшие колонии, которые
разными путями добились своей независимости
и образовали пусть небольшое, но единое
государство.Вот, исходя из этих факторов,
в странах и утвердился где-то унитаризм
(Англия, Франция), где-то федерализм (США,
Индия, Бразилия). Нельзя сказать, что развитые,
передовые, сильные государства – это
государства федеративные или, наоборот,
унитарные, так как можно привести примеры
в пользу и тех, и других форм государственного
устройства (США – федерация, Англия –
унитарное государство).Все же в заключении
не хотелось бы акцентировать свое внимание
на зарубежных странах, хотя государственное
устройство каждой из этих стран не во
всем совпадает и не утомляет своим однообразием,
а остановиться на России и, еще точнее,
вкратце описать историю становления
России как федеративного государства.Образование
федерации в России – это уникальный своеобразный
процесс. Слабые задатки федерализма просматривались
еще в период существования княжеств,
которые подтвердили свою слабую связь
еще при татаро-монгольском нашествии,
не сумев дать достойный отпор завоевателям.
На следующем этапе Россия под властью
монарха объединяется в унитарное государство,
которое просуществовало до революции
1917 года, после которой Россия обретает
черты федеративного государства. Затем
в период с 1937 по 1985 гг. в России вновь воцарился
унитаризм. И только после реформ 90-х годов,
подписания различных договоров и принятия
конституции Россия вновь провозглашена
федеративным государством.Российская
Федерация является в некоторой степени
своеобразным синтезом федерации и унитарного
государства, поскольку в основе государственного
устройства лежит идея единства и целостности
государства и в то же время конституционно
закрепленный принцип федерализма.Концепция
российского федерализма, заложенная
в Конституции РФ, пока не сформировалась
полностью, еще не принят ряд важнейших
законодательных актов, которые предусмотрены
ныне действующей Конституцией.Федерализм
нужен современной России в качестве одного
из средств обеспечения ее демократического
развития. Ведь подлинный федерализм разрушает
централизацию управления и монополизацию
власти в центре и, тем самым, в немалой
мере способствует усилению гарантий
народовластия, прав и свобод человека.
СПИСОК
СОКРАЩЕНИЙ
1. г. - год.
2. др. - другое.
3. изд-во – издательство.
4. м. – Москва.
5. п.
– пункт.
6. РФ - Российская Федерация.
7. с. - страница.
8. ст. - статья.
9. т.д. - так далее.
10. т.е. - то есть.
11. т.п. - тому подобное.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовой
акты
1. Конституция Российской
Федерации. М. 1993 г. // Российская газета
– 25 декабря 1993 г.
2. Конституция Итальянской
Республики 1947 г. // Конституции зарубежных
государств: учебное пособие. М., 1997
г.
3. Конституция Республики
Болгарии 1991 г. // Конституции зарубежных
государств: учебное пособие. М., 1997
г.
4. Конституция ФРГ // Конституции
зарубежных государств: учебное
пособие. М., 1997 г.
унитарное
федерация государственное устройствоНаучная
литература
5. Государственный строй
США. М., 1976
6. Комаров С.А., Малько
А.В. Теория государства и права.
М.: НОРМА, 2001 г.
7. Конституции зарубежных
государств: Учебное пособие. М.: Изд-во
«Юристъ», 1996.
8. Михалева Н.А., Рахлевский
В.А Государственное устройство
России. М,, 1994.
9. Мишин Ав.А. Конституционное
(государственное) право зарубежных
стран. – М.,1996.
10. Общая теория государства
и права: Учеб. пособие/ Под общ. ред.
проф. В.А. Кучинского. Мн.: Амалфея, 2002 г.
11. Общая теория права
и государства: учебник / Под ред.
В.В. Лазарева. М.,1994 г.
12. Общая теория права
и государства: учебник. М., 1994.
13. Парламенты мира. –
М.,1991.
14. Спиридрнов
Л.И. Теория государства и права.
М.: «Фирма Гардерика»,1996.
15. Тавадов Г.Т. Современные
федерации и их субъекты // Социально-политический
журнал. 1997. № 1.
16. Теория государства
и права. 4.1. Теория государства /Под
общ. Ред. А.Б. Венгерова.
17. Теория государства
и права. Учебник для юридических
вузов и факультетов/Под. ред. В.М.
Корельского и В.Д. Перевалова
– М.: Издательская группа Инфа*М
– Норма,1997,
18. Теория государства
и права: Курс лекций / Под Ред.
Н.И. Матузова и А.В.Малько. М., 1997.
19. Теория государства
и права: Учебник дляюрид. вузов
и факультетов/ Под ред. В.М. Корельского
и В.Д. Привалова. М., 1997 г.
20. Умнова И.А. Современная
конституционная модель российского
федерализма: проблемы совершенствования
и тенденция эволюции // государство
и право. 1999. № 11.
21. Федерация в зарубежных
странах. М., 1993
22. Хропанюк В. Н. Теория
государства и права: Учебное
пособие. - М.: Юриспруденция, 1996 г.
23. Чиркин
В.Е. Государственная власть субъекта
федерации // Государство и право.
2000. №10.
24. Чиркин В.Е. Модели современного
федерализма: сравнительный анализ
// Государство и право, 1994. № 8-9.
25. Эбзеев Б.С., Карапетян
Л. М. Российский федерализм: равноправие
и асимметрия конституционного
статуса субъектов//Государство
и право. 1995. № 3.
Материалы судебной
практики
26. Постановление Конституционного
Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П
«О толковании части второй
ст. 137 Конституции РФ» // www.constitution.ru.
27. Постановление Конституционного
Суда РФ от 14 июля 1997 г. от 14 июля 1997
г. №12-П «По делу о толковании
содержащегося в части 4 ст. 66 Конституции
РФ положения о вхождении автономного
округа в состав края, области.
// www.jurportal.com.
Размещено на http://www.
[1] Теория
государства и права. Учебник для юридических
вузов и факультетов/Под. ред. В.М. Корельского
и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа
Инфа*М – Норма,1997,С.87.[2] Спиридрнов
Л.И. Теория государства и права. М.: «Фирма
Гардерика»,1996. С. 92.
[3] Мишин Ав. А. Конституционное
(государственное) право зарубежных стран.
– М.,1996. – с. 91.
[4] Хропанюк В. Н. Теория государства
и права: Учебное пособие. М.: Юриспруденция,
1996 г. С. 147.
[5] Общая теория права и государства:
учебник. М., 1994. С. 262.
[6] Комаров С. А., Малько А. В. Теория
государства и права. М.: НОРМА, 2001 г. С.227.
[7] Государственный строй США.
М., 1976. С. 57.
[8] Федерация в зарубежных странах.
М., 1993. С. 5-7.
[9] Общая теория права и государства:
учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.,1994 г.
С. 262.
[10] Парламенты мира. М.,1991. С. 388.
[11] Конституция Итальянской Республики
1947 г. // Конституции зарубежных государств:
учебное пособие. М., 1997 г.
[12] Конституция Республики Болгарии
1991 г. // Конституции зарубежных государств:
учебное пособие. М., 1997 г.
[13] Комаров С. А., Малько А. В. Теория
государства и права. М.: НОРМА, 2001 г. С.
184.
[14] Чиркин
В.Е. Государственная власть субъекта
федерации // Государство и право. 2000. №10.
С. 5.
[15] Тавадов Г.Т. Современные федерации
и их субъекты // Социально-политический
журнал. 1997. № 1. С. 38
[16] Конституция Российской Федерации.
М. 1993 г. ст. 5, п. 3. // // Российская газета
– 25 декабря 1993 г.
[17] Общая теория права и государства:
учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.,1994 г.
С. 263-264.
[18] Чиркин
В.Е. Модели современного федерализма:
сравнительный анализ // Государство и
право, 1994. .№ 8-9. С.155.
[19] Конституция ФРГ // Конституции
зарубежных государств: учебное пособие.
М., 1997 г.
[20] Конституции
зарубежных государств: Учебное пособие.
М.: Изд-во «Юристъ», 1996. С. 102.[21]Конституции
зарубежных государств: Учебное пособие.
М.: Изд-во «Юристъ», 1996. С. 102.[22]Конституции
зарубежных государств: Учебное пособие.
М.: Изд-во «Юристъ», 1996. С. 104[23] Умнова
И.А. Современная конституционная модель
российского федерализма: проблемы совершенствования
и тенденция эволюции // государство и
право. 1999. № 11. С. 5.
[24] Михалева Н. А., Рахлевский В.
А Государственное устройство России.
М,, 1994. С. 3.
[25] Конституция Российской Федерации.
М. 1993 г., ст. 1. // Российская газета – 25 декабря
1993 г.
[26] Конституция Российской Федерации.
М. 1993 г., ст. 16. // Российская газета – 25
декабря 1993 г.
[27] Конституция Российской Федерации.
М. 1993 г., ст. 67. // Российская газета – 25
декабря 1993 г.
[28] Конституция Российской Федерации.
М. 1993 г., ст. 8. // Российская газета – 25 декабря
1993 г.
[29] Конституция Российской Федерации.
М. 1993 г., ст. 74, 75. // Российская газета –
25 декабря 1993 г.
[30] Конституция Российской Федерации.
М. 1993 г., ст. 4, п. 2; ст.15, п. 1. // Российская
газета – 25 декабря 1993 г.
[31] Конституция Российской Федерации.
М. 1993 г. ст. 5, п. 3 // Российская газета –
25 декабря 1993 г.
[32] Общая теория права и государства:
учебник/Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С.
263-264.
[33] Эбзеев Б. С, Карапетян Л. М. Российский
федерализм: равноправие и асимметрия
конституционного статуса субъектов//Государство
и право. 1995. № 3. С. 4.