Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:57, курсовая работа
Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Ведение……………………………………………………………… 3
1.Форма государственно- территориального устройства……….…5
1.1.Понятие и характеристика унитарного государства…………..10
2.Унитарные государства в современном мире …………………….13
Заключение…………………………………………………………….21 Список литературы………………………………………………..22
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
«Одинцовский гуманитарный институт»
Юридический факультет
Реферат по дисциплине
«Государство и право»
На тему «Унитарное государство»
Студента группы Юб-З-1-11
Кладницкий С.В.
Преподаватель
Фусоев А.А.
Одинцово, 2013 г
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1.Форма государственно-
территориального устройства………
1.1.Понятие и
характеристика унитарного
2.Унитарные государства в современном мире …………………….13
Заключение……………………………………………………
Формы территориального
устройства представляют собой административно-
Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.
Унитарные государства:
- одна система
высших органов
- одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;
- наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.
Присущая
всем унитарным государствам
централизация может проявлятьс
Права по
самоуправлению у автономных
образований несколько шире, чем
у населения обычных
Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.
Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.
Форма государственного
устройства - это национальное и
административно-
Форма государственного устройства показывает:
а) из каких субъектов состоит государства;
б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;
в) как
строятся отношения между
г) в какой
государственной форме
«Наличие
конкретной формы
По форме
государственного устройства
1) Унитарное
государство - это единое государственное
образование, состоящее из административно-
Исторически
унитарная форма
С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:
а) Децентрализованные
государства - это государства,
в которых Конституцией
б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители, назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).
Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления. Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.
в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.
Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:
● национальным (Франция, Эстония, Япония);
● многонациональным (Китай, Афганистан);
Унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.
2) Федерация
- представляет собой
Федерация
как особая форма
В зависимости от принципа формирования различают виды федерации:
а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);
б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).
3) Конфедерация - это государственный союз государств. То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.
Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, но еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников".
Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге). Происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.
Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это — Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Ливан и Израиль, Казахстан и Узбекистан, Дания и др.
В большинстве
из них ни в официальном
наименовании страны, ни в основах ее конституционного
строя их унитарная форма обычно не указывается,
а во многих конституциях таких государств
нет специальных статей и разделов, посвященных
этим вопросам. Но нередко в других такое
определение в том или ином виде содержится.
Так, например, в начальных статьях конституций
Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш,
Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана
и др. прямо говорится об их унитарном
характере, а в Конституциях Франции, Финляндии,
Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии,
Узбекистана, Туркменистана и др. — о единстве
и/или неделимости этих государств, их
территории. Унитаризм пришел на смену
феодальной раздробленности и, несомненно,
сыграл исторически прогрессивную роль
по отношению к прогрессу развития государственности.
В научной литературе он рассматривается
как нормальная, наиболее распространенная
и естественная форма государственной
организации. Для наиболее эффективной
реализации основной функции государства
– управления обществом, унитарная форма
государственного устройства является
оптимальной. Не случайно большая часть
современных государств являются унитарными.
В юридической литературе четко определенно
понятие унитарного государства. Понятие
«унитарное государство» происходит от
латинского слова “unus”, “unitas” — один,
единство. Унитарное государство – это
единое цельное государство, состоящее
из административно-
В унитарном
государстве высока степень
Центр старается
не подменять местные органы
и не вмешиваться в их