Федерация, конфедерация, унитарное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:38, контрольная работа

Краткое описание

Основным средством осуществления политической власти в обществе является государство. В качестве центрального института политической системы государство обладает сложной внутренней структурой, выполняет разнообразные функции, характеризуется определенным типом формы правления, территориальной организации, политического режима.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства…………………………………………………………………. 5
2. Унитарное государство
2.1. Понятие и признаки ……………………………………….. 8
2.2. Виды унитарных государств ……………………………… 10
3. Федеративная форма государства
3.1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации………………………………………………………….11
3.2. Виды федераций……………………………………………. 12
3.3. Современные проблемы российского федерализма…….. 14
4. Конфедеративная форма государственного устройства
4. 1. Понятие, признаки и особенности конфедерации………… 19
Заключение…………………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

  УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Факультет Менеджмента

  Факультет Экономики и финансов

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

По дисциплине:

Политология

 

На  тему:

 

Федерация, конфедерация,

унитарное государство.

 

 

 

Выполнил: Федорова Юлия Юрьевна

Группа 13—53322/1-1

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Зачетная  книжка 1292

 

 

Проверил: ______________________________

______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСКОВ

2011


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

 

  1. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства…………………………………………………………………. 5

 

  1. Унитарное государство 

2.1. Понятие и признаки ………………………………………..  8

2.2. Виды унитарных государств ……………………………… 10

 

  1. Федеративная форма государства

3.1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации………………………………………………………….11

3.2. Виды федераций……………………………………………. 12

3.3. Современные проблемы российского федерализма…….. 14

 

  1. Конфедеративная форма государственного устройства

4. 1. Понятие, признаки и особенности конфедерации………… 19

 

Заключение……………………………………………………………………..  22

Список используемой литературы…………………………………………….  24 

Введение

 

Основным средством  осуществления политической власти в обществе является государство. В  качестве центрального института политической системы государство обладает сложной внутренней структурой, выполняет разнообразные функции, характеризуется определенным типом формы правления, территориальной организации, политического режима.

В определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей - формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

Для рассмотрения в своей  контрольной работе я выбрала понятие государственного устройства и трех его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Минимальное определение  федерализма заключается в том, что он представляет собой форму  объединения между государствами, а минимальное определение федеративного  государства — в том, что оно  зарождается при возникновении над союзными государствами объединяющего их государства, которое, поглощая основные атрибуты, характеризующие государственный суверенитет, вместе с тем оставляет на уровне государств — членов объединения некоторые законодательные полномочия. Надо заметить, что спорить можно даже об определениях столь общего характера, поскольку существует немало федеративных государств, образовавшихся из унитарных государств, к которым сложно применить понятие об объединении государств.

 Проблема распределения  полномочий в унитарных, федеративных или конфедеративных государствах заключается в отношениях между различными правительственными уровнями, имеющими определенную самостоятельность, гарантируемую конституцией, которые вместе с тем являются взаимозависимыми, а потому должны тем или иным образом сотрудничать между собой для обеспечения выполнения всего комплекса государственных функций. Напротив, федеративные государства могут быть централизованы в большей или меньшей степени, в зависимости от распределения властных полномочий и ресурсов между Федерацией и ее составляющими.

Больше внимания в  моей работе уделено федеративному  устройству и его проблемам. Это  не случайно. В настоящее время  федеративная система существует в  более чем двух десятках стран  мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем. Поэтому я рассматриваю сначала унитарную форму как более простую, а затем уже федеративную и конфедеративную как более сложные формы.

 

 

1. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства

 

Форма государственного устройства – национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей  состоит внутренняя структура  государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения  между центральными и местными  государственными органами;

- в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на территории  данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основные группы:

1. федеративные

2. конфедеративные

3. унитарные

На сегодняшний день выработаны лишь две формы организации  многонациональных государств - унитарная  и федеративная. При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности  национальных образований, входящих в  состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о  межгосударственных образованиях. Иными  словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для  решения определенных задач, но сохранившие  полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

Необходимость определенным образом построить территориальную  организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного  порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Кроме того, население  того или иного государства может  быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и  даже случайные факторы - заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое тоже влияют на территориальную организацию государства.

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных  образований, но без этой структуры  государство функционировать не может.

Теория государства  и права выделяет несколько видов  территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

 

 

 

2. Унитарное государство

 

2.1. Понятие  и признаки

 

Простой формой территориально-политического устройства является унитарное государство. Унитарным (от лат. "unitas" - единство) является государство - форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

1. Унитарное государство  предполагает единые, общие для  всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части  унитарного государства (области,  департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом  не обладают. Они не имеют своих  законодательных органов, самостоятельных  воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.

4. Унитарное государство,  на территории которого проживают  небольшие по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию. 

5. Все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство  имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным.

Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта  не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных.

Как правило, унитарное  государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения  является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная  форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с  самим государством. Все без исключения государственные образования древности  и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства.

В наше время, как уже  отмечалось ранее, унитарное государство  также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

 

2.2. Виды унитарных  государств

 

Унитарные государства, с точки зрения организации публичной власти, можно разделить на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных  государствах существует конституционное  распределение полномочий между  центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Различие же с централизованными  государствами заключается в  том, что они (централизованные) - это  те государства, в которых нет  местной автономии вообще, а функции  власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

Информация о работе Федерация, конфедерация, унитарное государство