Федерация, конфедерация, унитарное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:38, контрольная работа

Краткое описание

Основным средством осуществления политической власти в обществе является государство. В качестве центрального института политической системы государство обладает сложной внутренней структурой, выполняет разнообразные функции, характеризуется определенным типом формы правления, территориальной организации, политического режима.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства…………………………………………………………………. 5
2. Унитарное государство
2.1. Понятие и признаки ……………………………………….. 8
2.2. Виды унитарных государств ……………………………… 10
3. Федеративная форма государства
3.1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации………………………………………………………….11
3.2. Виды федераций……………………………………………. 12
3.3. Современные проблемы российского федерализма…….. 14
4. Конфедеративная форма государственного устройства
4. 1. Понятие, признаки и особенности конфедерации………… 19
Заключение…………………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

В заключении следует отметить, что в демократических государствах часто конституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной целостности политико-административных единиц, особенно первичных городских и сельских общин, равно как и иные гарантии их административной автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии.

 

 

3. Федеративная форма государства

 

3. 1. Понятие, признаки, задачи и принципы

образования федерации.

 

Федеративное государство  состоит из субъектов, обладающих государственно-политической автономией. Отношения и разграничение функций между центром (федерацией) и субъектами федерации строятся на конституционной или договорной основе при соблюдении ограниченного суверенитета субъектов. Определение природы суверенитета субъектов федерации является спорной проблемой. В большинстве современных федеративных государств суверенитет федерации определяется как производный от суверенитета входящих в нее государственных единиц. Но суверенитет самих субъектов не рассматривается как государственный (т.е. полный). Это предполагает отсутствие у них реального права на односторонний выход из состава федерации (права на сецессию). Федеративное устройство обычно предполагает следующие особенности организации государственной власти:

1. Наличие двухуровневой  системы органов государственной  власти (целостная система законодательной, исполнительной и судебной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации).

2. Разграничение компетенции  федеральных органов власти и субъектов федерации на основе союзной (федеральной конституции) или федерального договора.

3. Принадлежность высшей  законодательной, исполнительной  и судебной власти федеральным государственным органам.

4. Двухпалатное строение  парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации.

5. Наличие (в большинстве  современных федераций) двойного  гражданства. 

6. Наличие двойной  системы налогообложения. 

 Любая федеративная  система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как «договорного отказа от централизм.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:

-  «примирение единства и разнообразия»;

- защита от тирании  центральное правительство;

- создание условий  для участия населения в политических  процессах на нескольких уровнях  власти;

- создание условий  для повышения «эффективности производства через региональную конкуренцию» и выступление в качестве формы или пути «к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах»

Главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и  народностей, принцип плюрализма и  демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

 

3.2. Виды федераций

 

Существует два вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в  территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Итак, можно выделить признаки как территориальной, так  и национальной федераций.

1. Территориальная:

- Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;

- Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;

- Установлен запрет одностороннего выхода из союза;

- Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

- Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.

2. Национальная:

1. Субъекты - национально-государственные образования;

2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;

3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;

4. Утверждения права на самоопределение.

5. В настоящее время национальной федерацией является Индия.

 

Ряд исследователей выделяет также смешанный тип федеративного  устройства, к такому типу относится  форма государственного устройства России. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается.

 

3. Современные  проблемы российского федерализма

 

Проблемы становления  современного федеративного государства являются насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое.

Конституция Российской Федерации 1993 года в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В статье 1 Конституции Российской Федерации записано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В статье 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации…Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».

Как показала практика, закрепленные в главе 3 Конституции Российской Федерации основополагающие принципы и механизмы взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.

В то же время чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации.

Исследователи вопроса  о современных проблемах российского  федерализма выделяют четыре проблемы:

1. Симметричность и  асимметричность Российской Федерации;

2. Проблема разграничения  предметов ведения и полномочий;

3. Повышение роли Совета  Федерации в развитии федеративных  отношений;

4. Федеративное вмешательство  в права субъектов Федерации.

На мой взгляд, первый и второй пункт можно объединить в одну большую проблему разграничения предметов ведения и полномочий между органами федеральными государственными органами и органами власти субъектов Федерации, так как это и есть вопрос об асимметрии Федеративного устройства.

Самой серьезной проблемой  является противоречие между принципом  равноправия субъектов РФ (ст.5 КРФ) и разностатусность республик, с  одной стороны, краев и областей - с другой, автономных округов - с  третьей. В настоящее время в  связи с неурегулированностью федеративных отношений появляются нормативные акты, разграничивающие статусы различных субъектов Федерации. Основными такими нормативными актами являются Конституция Российской Федерации и Федеративный договор, который подписали на сегодняшний момент около 50 субъектов Федерации. Зачастую вопреки КРФ в них (в договорах) содержится перераспределение не только совместных предметов ведения и полномочий, но и ряда предметов ведения и полномочий РФ в пользу субъектов РФ (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) и т.д.). Часто это приводит к всевозможным путаницам и неразберихам. Именно такого рода Федерации и принято называть асимметричными.

Другой важной проблемой  федерализма является повышение  роли Совета Федерации в развитии федеративных отношений, определение его статуса и вопрос о «вертикали» власти. Этот вопрос, сформулированный 1997 году нашел отражение в 2000, когда по инициативе Президента РФ, поддержке обеих палат Федерального Собрания был принят пакет законов определяющий:

1. Порядок разделения Российской Федерации на семь территориальных округов: Северо-Кавказский (центр - Ростов-на-Дону), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск). Такое разделение не ставит под сомнение суверенитет отдельных регионов и не ставит регион, в котором находиться «столица» округа в привилегированное положение, не ставит власть представителя президента выше представителей власти субъектов Федерации, а лишь упорядочивает систему «вертикали власти» на местах, в регионах. Каждый из округов возглавляется представителем президента по этому округу, а он в свою очередь назначает своего представителя в одном из регионов его округа. В связи с этим нельзя не упомянуть о распоряжении президента о приведении уставов и конституций всех субъектов Федерации к стандарту Конституции РФ, так как зачастую конституции и уставы некоторых субъектов не только не соответствуют, но и противоречат Конституции РФ. В случае не выполнения этого распоряжения к высшим должностным лицам таких субъектов могут применяться санкции, вплоть до уголовного наказания.

2. «О порядке формирования  Совета Федерации Федерального  Собрания РФ». Суть сводится  к тому, что раньше в Совете Федерации было два представителя от региона - глава исполнительной и законодательной властей. Теперь их также два, но представители законодательного и исполнительного органов субъекта выбираются законодательными собраниями субъектов. Здесь выборы не прямые - выбирают выборщики. Споры по этой реформе дошли до того, что некоторые главы исполнительной власти субъектов демонстративно перестали посещать заседания Совета Федерации. Однако, это не изменило общего положения и отношения к ней большей части Совета Федерации.

3.Суть третьей и  четвертой части реформы заключается  в том, что президент Российской  Федерации может отстранить от  занимаемой должности главу исполнительной  власти любого субъекта Федерации,  несмотря на то, что он выбран  народом, а не назначен собственно президентом РФ. Однако, для процедуры отстранения необходимы существенные причины. Немного уравновешивает это положение следующее: глава исполнительной власти субъекта Федерации имеет возможность отстранять от занимаемых должностей выборных глав городов и районов своего субъекта. Конечно, эти нововведения с одной стороны помогут достичь лучшей подотчетности и контролируемости деятельности со стороны президента РФ с одной и глав субъектов Федерации с другой, однако возможность отстранять от должностей выборных глав районов и городов со стороны глав субъектов РФ, может привести к политическим раздорам и противостояниям в тех регионах, к которых власть и авторитет главы субъекта велика.

С принятия реформы «о вертикали власти» прошло большое количество времени. Заметного влияния на федеративные отношения эта реформа не оказала, разве что увеличилось число чиновников.

Завершая данный вопрос, я хотела бы сказать о том, какие направления скорее будет включать реформирование федеративных отношений:

1. Укрепление целостности РФ как единого федеративного государства, укрепление единого правового пространства, координация правотворчества в регионах.

2. Последовательная реализация  конституционного равенства субъектов  Федерации во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной власти, что должно способствовать преодолению фактического политического и социально-экономического неравенства субъектов Федерации.

3. Оптимальное разграничение  полномочий Федерации и ее  субъектов. Чтобы достичь этого,  необходимо более четко определить границы компетенции Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Имеются предложения о необходимости проведения такого разграничения в федеральном отраслевом законодательстве.

Информация о работе Федерация, конфедерация, унитарное государство