Государственный долг. Бюджетная система унитарных и федеральных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качество одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Обязательства государства перед банками – кредиторами, физическими и юридическими лицами – владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в государственный долг.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 30.08 Кб (Скачать)

Государственный долг. Бюджетная система  унитарных и федеральных  государств.

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качество одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Обязательства государства перед банками – кредиторами, физическими и юридическими лицами – владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в государственный долг. Его приходиться выплачивать с процентами.

     Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда  его расходы начинают превышать  доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета. В состав государственного долга России входят долговые обязательства в форме:

     1) кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени РФ как  заемщика с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

     2) государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ;

     3) договоров и соглашений о получении  РФ бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы России;

     4) договоров о предоставлении РФ  государственных гарантий;

           5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.  Как  правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают к новым займам, покрывая старые долги, они делают еще большие новые. В результате государственные долги растут в разных странах различными темпами.

Виды  государственного долга

 Государственный  долг подразделяется на внутренний  и внешний, а также на краткосрочный  (до 1 года),

среднесрочный (от 1 до 5 лет),

долгосрочный (свыше 5 лет).

 Наиболее  тяжелыми являются краткосрочные  долги. По ним вскоре приходиться  выплачивать основную сумму с  высокими процентами.

  Государственные  органы стараются консолидировать  краткосрочную и среднесрочную  задолженность, т.е. превратить  ее в долгосрочные долги, отложив  на длительный срок выплату  основной суммы и ограничиваясь  ежегодной выплатой процентов.  В ряде стран существуют специальные  управления государственным долгом  при министерстве финансов, которые  занимаются погашением  и консолидацией  старых долгов, а также привлечением  новых заемных средств.

     Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

  • долг органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям;
  • долг международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков.

         

 Внешний государственный долг – это долг, который возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

           Внутренний  государственный  долг - это долг, который возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. О размерах государственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ. Внутренний долг включает в себя: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям; внешний долг включает в себя аналогичный список.

      Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению  с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении  внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения  в экономической жизни, последствия  которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение  государственного внутреннего долга  приводит к перераспределению доходов  внутри страны.

     Управление  государственным долгом – это  разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых  объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного внутреннего долга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

    Система управления государственным внешним  долгом РФ базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности  возникновения кризисов ликвидности  или платежеспособности, а также  на постепенном снижении зависимости  федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров  и ссудного капитала.

     Главным звеном в финансовой системе любого государства является  государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджет  как экономическая категория  выражает систему императивных денежных отношений между государством и  другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных  отношений заключается в:

  • образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
  • использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
  • осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

   Бюджетная система государства – это совокупность всех видов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему  РФ как основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

      По  степени распределения власти между  центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

         Унитарное (единое) государство – этот форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территорияальные образования, входящие государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Источниками федерального бюджета являются:

  • прямые и косвенные налоги;
  • государственные займы;
  • эмиссия.

      Конфедеративное (союзное) государство – этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

        В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

  • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • Местные бюджеты.

   В унитарных государствах доходы  и расходы местных бюджетов  не входят в государственный  бюджет, а в федеративных государствах  – не включаются в бюджеты  членов федерации, доходы и  расходы которых, в свою очередь,  не входят в федеральный бюджет.

   Взаимосвязь между отдельными  звеньями, организацию и принципы  построения бюджетной системы  принято называть бюджетным устройством.  Следовательно, бюджетное устройство  – это организация взаимосвязи  между звеньями бюджетной системы,  основанная на правовых нормах.

 В  иерархически упорядоченной бюджетной  системе России можно выделить  следующие уровни:

а) Федеральный  бюджет;

б) бюджеты  субъектов Российской Федерации:

  • республиканские бюджеты;
  • бюджеты автономных областей;
  • областные, краевые бюджеты;
  • бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

в) местные  бюджеты:

  • бюджеты городов областного подчинения;
  • бюджеты районов;
  • городские районные бюджеты;
  • сельские и поселковые бюджеты.

   Рассматривая проблему бюджетного  устройства России, следует помнить,  что принципы построения и  механизмы функционирования нынешней  бюджетной системы сложились  еще в 30-е годы и полностью  отвечали характеру и методам  административно-командной системы  управления народным хозяйством  страны. Так, принципы единства  и так называемого «демократического» обусловили следующие характерные черты бюджетной системы:

Информация о работе Государственный долг. Бюджетная система унитарных и федеральных государств