- стягивание
значительной доли финансовых ресурсов
в центральный бюджет;
- деление всех
доходных источников на закрепленные,
передаваемые в ведение среднего и низового
уровней государственной власти, и регулирующие,
объемом которых распоряжался вышестоящий
орган власти;
- широкие масштабы
перераспределения финансовых ресурсов
между звеньями бюджетной системы, предопределившие
постепенное возрастание доли регулирующих
доходов в территориальных бюджетах;
- субъективизм
при решении вопросов об объеме средств,
передаваемых конкретному нижестоящему
бюджету;
- ориентированная
на расходы методология формирования
территориальных бюджетов, воспитывавшая
у нижестоящих управленческих структур
иждивенчество и твердую уверенность
в том, что за все, в конечном счете, отвечает
государство, его верховная власть;
- ежегодный
пересмотр процентов отчислений от регулирующих
доходов, дававший вышестоящему органу
власти неограниченные возможности держать
в зависимости нижестоящий орган власти,
вынуждая его выпрашивать дополнительные
отчисления от регулирующих доходов;
- множественность
форм межбюджетного перераспределения
финансовых ресурсов, позволявшая во всех
случаях применять субъективный «индивидуальный»
подход при решении вопроса о выделении
финансовой помощи нижестоящему бюджету.
Для покрытия дефицита бюджета
правительства прибегают к кредитам
Центрального банка, а также
государственным займам, осуществляемым
посредством выпуска ценных бумаг
– государственных облигаций.
В результате появляется и
растет государственный долг.
Таким
образом, бюджетная система Российской
Федерации чрезвычайно сложна, как
сложны и все ее составляющие: федеральный
бюджет, бюджеты субъектов Федерации,
местные бюджеты. Федеральный бюджет
балансирует доходы и расходы
государства в целом, осуществляет
необходимое перераспределение
доходов между социальными группами,
между регионами. Территориальные
же бюджеты способствуют осуществлению
конкретных программ на местах. И то,
и другое жизненно важно для функционирования
экономики страны и успешного
ее развития. И налицо вывод - оптимальное
функционирование бюджетного механизма
возможно лишь при двух основополагающих
условиях: правильного построения межбюджетных
отношений между бюджетами различных
уровней и четкого, справедливого
баланса его доходов и расходов.
Именно тогда возможно говорить о
стабильной и быстрорастущей экономике,
эффективной бюджетной политике,
ибо только тогда в полной мере
проявятся основные принципы бюджета:
единство, полнота, реальность, гласность
и самостоятельность.
Список
литературы.
- Меркушев
А.И. Конспект лекций по дисциплине «Финансы»,
- Финансы,
денежное обращение, кредит /Под ред В.К.Сенчагова,
А.И.Архипова.-М.:Проспект, 2000.
- Дробозина
Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит.
– М.: ЮНИТИ, 1997.
- Колпакова
Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит:
Учеб. Пособие./ Ред. Колпакова Г.М. -
2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика,
2003.-496с.
- Вавилов Ю.Я.
Государственный долг. – М., 2000, С. 13-14.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации. Официальный
текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство
НОРМА, 2000.
- Финансы:
Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-
М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г