Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:29, курсовая работа
Центральным в типологии государства является понятие «типа государства». Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими государствами. Тип государства – это совокупность общих, наиболее устойчивых сторон и свойств, характерных для определённых групп государств, существовавших (или существующих) в определённую эпоху. Для всех государств этой исторической эпохи характерны одни и те же сущностные черты.
Как уже было отмечено, не
всякая государственная власть имеет
классовый характер. Она нередко
принадлежит более или менее
узкой социальной группе (верхушке
государственного аппарата, партийно-государственной
элите и т.п.), которая не может
рассматриваться в качестве социального
класса. Такая группа, естественно,
может выражать (и часто выражает)
интересы какого-то класса – тогда
классовое содержание власти и, следовательно,
тип государства будут
Ответить на этот вопрос можно рассмотрев характер государства в странах, освободившихся от колониальной зависимости. В таких странах чаще всего складывается положение, когда ни один класс не бывает настолько силён и организован, чтобы единолично взять и удержать власть. Как считалось в нашей науке, в таких странах возникает блок классовых сил, объединяющий национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, промежуточные слои (ремесленники, мелкие торговцы и т.п.). Основой объединения служат общенациональные интересы: завоевание и удержание независимости, развитие национальной экономики, культуры и прочее. Поскольку такое объединение носит временный характер и по мере решения общенациональных задач начинают преобладать классовые интересы, такое государство вскоре (в историческом смысле) приходит к одному из основных типов государства (власть обычно завоёвывает буржуазия). Поэтому такой тип государства получил наименование «переходного».
Подобная оценка является во многом идеализированной. Фактически же в большинстве случаев власть принадлежит не «блоку классовых сил», а небольшой группе партийной, военной или иной элиты, которая, осуществляя (как и всякая государственная власть) общесоциальные функции, тем не менее, выражает, прежде всего, свои собственные интересы. Такое государство действительно является «переходным»: посредством коррупции, присвоения национального достояния члены господствующей верхушки резко обогащаются и осуществляют «переход» к буржуазному обществу, каким оно было на ранних этапах своего развития.
В данной концепции есть,
однако, рациональное зерно: это выделение
особого «переходного» типа государства,
указывающего на то, что данное государство
не принадлежит ни к одному из основных
типов и что его существование
исторически кратковременно, поскольку
оно перерождается в
Существенным недостатком догматизированной формационной теории как научной основы исследования сущности государства является и апологетика социалистического государства, представление о нём как о высшем, неэксплуататорском типе государства, «отмирающем» государстве. Этот изъян обусловлен исходным положением данной теории, которым выступает принцип последовательного, с железной необходимостью осуществляемого восхождения от одного строго определённого типа государства к другому, более прогрессивному. Очерёдность появления таких типов государств из недр безгосударственного общества устанавливается практически раз и навсегда. Более того, последовательное появление на авансцене социальной жизни подобных типов государств рассматривается в качестве едва ли не главного проявления исторического прогресса.
С изъянами формационной теории связаны и не совсем точные представления о смене типов государств. В соответствии с этими представлениями смена этих типов осуществляется в результате революции и поэтому должна иметь определённую последовательность и постоянность (что в действительности подтверждалось не всегда).
И, наконец, формационная типология
государств не объясняет тех весьма
важных, сущностных различий, которые
имеют место между
Здесь имеются в виду различия
связанные с отношениями между
той частью общества, которой реально
принадлежит государственная
Указанная выше сторона формационной
типологии нуждается в
3.2. Преимущества и недостатки цивилизационного подходов.
Цивилизационный подход также как и формационный имеет определённые преимущества и недостатки. Давайте рассмотрим основные преимущества цивилизационного подхода по отношению к формационному.
К числу наиболее значимых достоинств данной типологии следует отнести особое внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности.
Цивилизационный подход позволяет
различать сферу взаимодействия
классов и социальных групп на
базе общечеловеческих ценностей, общность
их духовных принципов (а не только
противостояние и противоречия между
этими группами). Более того, цивилизация
формирует такие нормы
Другим плюсом цивилизационного
подхода является то, что он позволяет
увидеть в государстве
Теперь же рассмотрим основные недостатки цивилизационного подхода.
При рассмотрении цивилизационного
варианта типологии государств,
можно выделить три основных проблемных
момента. Во-первых, в данной типологии
не выделяется то главное, что характеризует
государство, - принадлежность политической
власти. Во-вторых, это размытость и
аморфность границы между понятиями
«культуры» и «цивилизации». И, наконец,
в-третьих, это недостаточная
Кроме этих основных недостатков
можно выделить и ещё один так
же не менее важный. Основное внимание
в цивилизационном подходе
Таким образом, цивилизационный подход к типологии государства, также как и формационный нуждается в тщательной доработке, дополнении и усовершенствовании.
3.3. Соотношение
формационного и
Рассматривая вопрос о соотношении и соперничестве цивилизационного и формационного подходов, необходимо отметить, прежде всего, что это две разные категории: первая – социокультурная, вторая – социоэкономическая. За формацией стоит прерывность, дискретность, исторического процесса, за цивилизацией – его преемственность, непрерывность. Формация раскрывает природу общественного строя, цивилизация – полноту его исторического бытия. Формация концентрирует внимание, на универсальном, общем, повторяющемся, устойчивом; цивилизация – на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом. Формация может быть качественно определённым периодом или фазой в развитии цивилизации: рабовладение, феодализм, капитализм в рамках западной цивилизации. В то же время одна и та же формация может объединять различные цивилизации: США и Япония, например, - разные цивилизации, но одна, единая формация.
Вместе с тем надо сказать,
что цивилизация и формация очень
близки друг к другу. В одинаковой
мере они применимы как к
Таким образом, нельзя говорить о явном преимуществе какого либо из подходов – формационного или цивилизационного. Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Цивилизационный подход не может сам объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока. Отчётливо видно, что каждый из них имеет свои преимущества и недостатки по отношению к другому, но, как указывалось выше, оба подхода играют важную роль в понимании и развитии типологии государства.
Эти два подхода не исключают, а, наоборот, взаимно дополняют друг друга и настоящее время всё более усиливается тенденция, и осуществляются поиски в направлении их взаимного синтеза. Одной из предпосылок такого синтеза формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как это многие себе представляют). Она может многое дать цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы, а также может быть плодотворно приложена к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в определенных географических, социально-экономических и культурных условиях.
Заключение.
В курсовой работе рассмотрены
типы государств, согласно двум подходам
- формационному и
При этом были рассмотрены проблемы типологии государства. Изучение типологии государств является необходимым элементом процесса познания развития государства и права, закономерностей их развития, что имеет большое значение для правовой науки.
Как объясняет формационный
подход, любое общество находится
в рамках определенной общественно-экономической
формации и включает два основных
и неравнозначных по характеру компонента.
Первый - экономический базис, состоящий
из системы производственных отношений
и, прежде всего, отношений собственности.
Второй - надстройка, куда относятся
общественное сознание, мораль, право,
государство, религия и наука. В
общественно-экономической
Последовательное развитие
производительных сил общества (орудий
труда, трудовых навыков человека) приводит
к изменению формы
Первый исторический тип государства - рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства - феодальное. Третий - буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип - социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса - переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.