Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:29, курсовая работа
Центральным в типологии государства является понятие «типа государства». Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими государствами. Тип государства – это совокупность общих, наиболее устойчивых сторон и свойств, характерных для определённых групп государств, существовавших (или существующих) в определённую эпоху. Для всех государств этой исторической эпохи характерны одни и те же сущностные черты.
В 30-х гг. XX столетия буржуазное государство вступает в современный этап своего развития, который, по-видимому, является переходом к ещё более высокой общественно-экономической формации. Причины изменений были связаны с одной стороны, с ростом революционного рабочего движения, а с другой - с началом научно-технической революции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. Всё это приводило к повышению оплаты труда и уровня жизни большинства населения. Это же в свою очередь привело к значительному росту производительности труда. В современном западном обществе за счёт всё усиливающегося акционирования постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, т.е. меняется экономическая основа общества. Постепенно уменьшается класс пролетариата, становится меньше неимущих и всё больше акционеров. Большую часть общества (в развитых странах капиталистического типа) составляет так называемый «средний» класс. Усиливается положение простых граждан в отношении их участия в управлении государством (что связано с развитием всеобщего и равного избирательного права). Всё большее значение приобретают право и законность, а вместе с тем осуществляется движение к созданию правового и социального государства (увеличивается объём и содержание общесоциальных функций государства: осуществляются социальные программы, улучшается уровень жизни населения).
2.1.4. Социалистическое государство.
Победа Великой Октябрьской
социалистической революции в 1917 г.
обозначила начало нового этапа социальной
истории – этапа становления
и развития социалистической общественно-экономической
формации. Социалистическое государство
возникло не эволюционным путем, путем
постепенного перерастания буржуазного
государства в
Социалистический (коммунистический) тип государства представляет собой организацию политической власти трудящихся во главе рабочим классом. Идея такого типа государства первоначально возникла в теории – в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина – как противопоставление государствам других типов, в которых вся власть принадлежит господствующему классу эксплуататоров и используется для подавления сопротивления эксплуатируемых классов.
Возникновение социалистического
государства связывалось с
Таким образом, сущность социалистического государства можно выразить в следующих чертах:
1. Экономическим базисом
социалистического государства
являются социалистические
2. Социалистическое государство
(в противопоставление
3. Социалистическое государство
обладает более широкой
Однако большинство этих теоретических прогнозов не подтвердилось на практике. Национализация средств производства не привела к тому, что люди почувствовали себя их хозяевами. Проводимая политика «уравниловки» лишила труд необходимых стимулов, в значительной степени сделав его принудительным. Определённые успехи (в области науки, промышленности, сельского хозяйства) зачастую были достигнуты «силовыми» методами и массовыми репрессиями.
В результате образовались общество и государство, основанные на единой государственной собственности. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, а точнее его верхушка, которая со временем приобрела фактически неограниченную власть.
Участие народа в осуществлении
власти, его личные и политические
права и свободы стали во многом
формальными, как и деятельность
демократических институтов (например,
Верховного Совета в СССР и других
представительных органов). На определённом
этапе социалистическое общество перестаёт
развиваться и приобретает
Особенность марксистского представление о государстве и праве, в отличии от других представлений, заключается в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения и развития государственно - правовых институтов, но и процесс их отмирания.
2.1.5. Переходное государство.
Говоря об основных исторических
типах государств, формационная теория
утверждает, что в рамках одного
и того же исторического типа государства,
как правило, существуют его разновидности.
Их возникновение при одинаковой
экономической и классовой
Такие разновидности государств
в рамках одного и того же исторического
типа носят обычно промежуточный
характер. В переходных государствах
власть принадлежит не одному, а
коалиции двух или нескольких классов.
Пример – государства, возникавшие
в период перерастания буржуазно-демократической
революции в социалистическую. В
такие периоды возникали и
хотя недолго, но все же функционировали
государства революционно-
Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
2.2. Типы государств
согласно цивилизационной
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
2.2.1. Место государства в первичной цивилизации.
Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся:
1) в отношениях между обществом (государством) и природой,
2) в межгосударственных отношениях,
3) в их взаимоотношениях с обществом.
Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Предполагается делить цивилизации на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.
Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.
2.2.2. Место государства во вторичной цивилизации.
Вторичные цивилизации –
это западноевропейская, североамериканская,
восточноевропейская, латиноамериканская,
буддийская и др. Здесь проявилось
отчетливое различие между государственной
властью и культурно-
Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть - служение, должное следовать идеалу, и поэтому вторична.
Глава 3. Преимущества и недостатки. Соотношение формационного и цивилизационного подходов в современном мире.
3.1. Преимущества
и недостатки формационного
Формационный подход к типологии государства имеет ряд преимуществ и недостатков в отношении цивилизационного. Начнем с его преимуществ.
Во-первых, благодаря ему
была установлена зависимость типа
государства, классовой принадлежности
власти - от экономики, способа производства
- от характера общественно-
Во-вторых, были объединены в одни классификационные группы государства, имеющие единый – по отражению классовых интересов – характер власти. На этой основе были выделены государства рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, власть в которых принадлежала соответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии и трудящимся во главе с рабочим классом.
В-третьих, появилась возможность выявлять общее и особенное в организации, целеполагании, функционировании и развитии государств, входящих в указанные типы.
И наконец, в-четвёртых, были
выявлены закономерности смены одного
типа государства другим – соответственно
сменам общественно-экономических
формаций: вслед за рабовладельческим
приходит феодальное государство, а
его сменяет буржуазное. И хотя
прогноз смены буржуазного
В то же время формационная
типология государства имеет
ряд объективных недостатков, и
в начале XXI века, становятся очевидными
её недостаточность и
Первым недостатком
Другим недостатком
Наряду с этим нельзя не видеть, что восточные государства сами имеют существенные различия: в некоторых (как в Китае) рабовладения фактически не было, в других (как в Египте или Ассирии) оно играло весьма существенную роль. Различным было и положение в системе государственной власти духовенства, серьёзно отличались друг от друга правовые системы. Поэтому, хотя типология восточных государств изучена слабо, видимо, можно говорить о существовании западной и восточной ветвей-типов, внутри которых объединены различные типы государств и правовых систем.