Типы государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Центральным в типологии государства является понятие «типа государства». Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими государствами. Тип государства – это совокупность общих, наиболее устойчивых сторон и свойств, характерных для определённых групп государств, существовавших (или существующих) в определённую эпоху. Для всех государств этой исторической эпохи характерны одни и те же сущностные черты.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.50 Кб (Скачать)

Пытаясь определить количество самостоятельных цивилизаций, Тойнби первоначально выделял около 100 видов, однако впоследствии это число сократилось  до 21 в 16 регионах. В частности, он описывал египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и другие виды цивилизаций. В соответствии с указанной градацией  мировых цивилизаций осуществляется и типологическая классификация  государств.

Таким образом, цивилизационный  подход позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих интересов. Цивилизация  формирует такие нормы общежития, которые при всем их различии имеют  важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого  целого. Вместе с тем множественность  оценочных критериев, используемых различными авторами для анализа  той или иной цивилизационной  формы, обуславливает неопределенность данного подхода, усложняет его  применение в научно-исследовательском  и учебном процессе.

1.5. Социальный  смысл и назначение типологии.

При рассмотрении проблемы типологии государств и правовых систем необходимо обратить внимание также на ее социальный смысл и  назначение. В общетеоретическом  и политико-практическом планах значении типологии заключается в следующем.

Во - первых, в том, вырабатываемые при этом идеи о типах государства  и права дают ключ для правильного  понимания естественного исторического  развития рассматриваемых явлений  и последовательного перехода их от одной качественной ступени к  другой, от одного типа к другому. Смена  исторических типов государства  и права является одним из узловых, наиболее важных исторических моментов, без учета которых не возможно правильно понять ни развитие их сущности, ни их социально-политическое содержание и назначение, не изменение их форм, функций, места и роли в политической системе общества.

Во-вторых, в том, что типология  вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей  процесса исторического развития государства  и права, служит основой научного предвидения будущности государства  и права, включая Россию, равно  как и многие другие страны.

В-третьих, в том, что типология  государств и правовых систем позволяет  органически сочетать исследования общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права, с их особенностями, присущими лишь конкретному типу государства, изучение всего процесса естественноисторического развития государства и права в целом с процессом развития его составных частей, конкретных исторических ступеней.

В-четвертых, в том, что  типология государств и правовых систем открывает возможности для  систематизации и анализа фактического и научного материала, который накоплен различными общественными науками  и который касается практически  всех сторон возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной  ступени к другой.

И наконец, в-пятых, в том, что типология государства и  права создает объективную основу для научного проникновения в  глубинные слои процесса естественноисторического развития государства и права, позволяет  проводить четкое различие между  научными и псевдонаучными государственно-правовыми  теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство  в различных странах на строго научной, подтвержденной жизнью основе.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Типы государств.

2.1. Типы государств  согласно формационной теории.

2.1.1. Рабовладельческое  государство.

Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая  организация общества, возникшая  в результате разложения первобытнообщинного  строя и представлявшая собой  политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.

Первые рабовладельческие  государства европейского типа возникли в 9-8 вв. до н.э. К этому времени  в условиях Северного Средиземноморья  распались сельскохозяйственные общины, и возникла частная собственность  на землю. Это привело к распаду  общества на антагонистические классы, отличия между которыми заключались, прежде всего, в разнице по отношению  к средствам производства. Экономическим  базисом общества на данном этапе  его развития является полная собственность  рабовладельцев не только на орудия производства, но и на работников производства –  рабов. Раб являлся бесправной собственностью своего хозяина. Соответственно, хозяин автоматически являлся собственником  всего того, что раб производил. Рабовладельческая собственность  – первая форма собственности. Государство  в данном случае выполняет функции  охраны, укрепления и развития собственности  рабовладельцев, как орудие их диктатуры  и классового господства. Государство  необходимо рабовладельцам для удержания  под своим контролем огромных масс рабов, подавления их восстаний  и сопротивления. По своей сущности это машина организованного насилия  рабовладельцев, главное средство охраны, укрепления и развития рабовладельческого экономического базиса.

Однако следует отметить, что положение рабов в разных государствах не было одинаковым. В  демократических Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, в Риме же таких ограничений  не было. Кроме физического принуждения  действовали и идеологические методы, а также меры экономического стимулирования труда. На некоторых этапах развития рабовладельческого государства положение рабов улучшалось. Например, в Риме в императорский период рабы выполняли функции врачей, учителей, могли заниматься ремеслом и торговлей, а, следовательно, и богатеть. Вольноотпущенники нередко занимали крупные посты в системе государственной власти.

Главным противоречием рабовладельческого общества было противоречие между совершенствующимися  орудиями труда и отстающими от требований технического прогресса отношениями  в сфере эксплуатации работников-рабов. Кризис отношений в сфере рабовладельческой  эксплуатации обусловил кризис рабовладельческого строя и в конечном итоге привел к появлению более совершенной (по сравнению с рабовладельческой) общественно-экономической формации – феодальной.

2.1.2. Феодальное  государство.

Феодальные государства  возникли в Европе в VI–IX вв.

Феодальное государство  – особая политическая организация  класса феодалов, при которой экономический  базис государства, производственных отношений, составляет собственность  феодалов на землю как на главное  средство производства, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых  от них крестьян на необходимые для  обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их трудом на собственников  земли – феодалов.

Вся деятельность феодального  государства сводились в основном к одному – удержать власть помещиков  над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином, он без  ведома помещика не мог жениться, отлучиться из деревни, приобрести имущество, купить землю и распоряжаться ею. Крестьяне  за пользование землёй феодала должны были отдавать ему часть урожая и  безвозмездно работать на него (уплачивая  феодальные повинности - оброк и  барщину). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть своё хозяйство.

Выполняя волю и интересы господствующего класса феодалов, крепостническое  государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций.

Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и  охране феодальной зависимости на землю  и другие средства производства; в  идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации  и консолидации сил классов феодалов и регулирования отношений внутри этого класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления  господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев населения.

Строгая иерархическая структура  земельной собственности и производная  от нее иерархическая система  общественно - политической надстройки, вассальной зависимости от них, менее  могущественных феодалов от других, более  могущественных, позволяли феодальному  государству даже при отсутствии строй централизации обеспечивать охрану существующего экономического и социально - политического строя, сохранить социально - классовую  солидарность нередко противоборствующих феодалов, держать в повиновении  и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому  же в значительной степени способствовало почти безраздельное господство в духовной сфере жизни феодального  общества церкви, осуществлявший на протяжении многих веков управление делами образования  и культуры.

Внешние функции феодального  государства соответствовали внешнеполитическому  курсу господствующего класса, отражали характер его активности на международной  арене. Эти функции состояли в  захвате и ограблении феодальным государством чужих территорий, в  установлении и поддержании торгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне.

Для феодализма характерно деление на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие –  будущую буржуазию. Каждое из сословий имело свои права и обязанности. Первые два сословия составляли господствующий класс – феодалов, эксплуатирующих  и угнетающих крестьян.

Третье сословие сформировалось в процессе эволюции городского населения (ремесленников, купцов) и ставших  независимыми в результате "самовыкупа" крестьян. Представители третьего сословия сочетали материальную состоятельность  и политическую бесправность. Последнее, безусловно, затрудняло их экономическую  деятельность, поскольку делало ее зависимой и практически беззащитной  от феодального произвола. Кроме  того, технический прогресс, связанный  с механизацией производственного  труда, предполагал наличие большого количества свободных людей, которые  были способны осваивать новые технологии и производить прибавочный продукт. Прикрепление крестьян к земле и  их личная зависимость от феодалов являлись факторами, исключающими повсеместное внедрение капиталистических отношений. Соответственно возникло противоречие между двумя видами эксплуататорских отношений: отсталыми феодальными  и передовыми капиталистическими. Разрешение данных противоречий происходило в  форме революционных катаклизмов, обусловивших переход общества к  новому этапу своего развития –  буржуазной общественно-экономической  формации. В рамках данной формации происходит становление качественно  нового исторического типа – буржуазного  государства.

2.1.3. Буржуазное  государство.

Буржуазные (капиталистические) государства возникли в результате буржуазных революций, произошедших в  Западной Европе и Северной Америке в XVI–XVIII вв., а после Великой французской революции, буржуазная система быстро завоевала мир.

Буржуазное государство  – третий исторический тип государства, закрепляющий и защищающий буржуазный экономический строй, при котором  основу буржуазной эксплуатации составляет частная собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы такое государство  выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть данного  типа государства состоит в том, что оно представляет собой диктатуру  буржуазии, комитет, управляющий её общими делами, машину в руках капиталистов, держащую в подчинении рабочий класс  и другие трудящиеся классы и слои.

Однако возникновение  буржуазного государства и буржуазной демократии означает движение вперёд по сравнению со Средневековьем. Оно  часть политической надстройки над  таким экономическим базисом, который  предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме  не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это  было в условиях государств рабовладельческой  и феодальной формаций. Главную роль здесь играет экономическое принуждение. Более того первые конституционные  документы государств капиталистического типа (например, Декларация независимости  США, Декларация прав человека и гражданина и др.) провозглашали, что все люди рождаются равными и наделены равными правами. Поэтому сословное  неравенство, которое мы видели в  двух предыдущих типах государств, заменяется неравенством социальным (когда  одни обладают средствами производства, а другие, не обладающие этими средствами, вынуждены продавать свою рабочую  силу).

В своём развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, а  вместе с ним меняется и государство.

На первой стадии (называемой периодом свободной конкуренции) класс  буржуазии состоит из огромного  количества собственников, обладающих более или менее равным объёмом собственности. Механизмом выявления их общеклассовых интересов и воли и становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Однако демократия в этот период носит чётко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих (включая профсоюзы), ограничивается участие трудящихся в управлении государством (посредством введения различного рода цензов: имущественного, образовательного, ценза осёдлости и др.) Таким образом, закреплялось политическое неравенство, а государство выполняло, прежде всего, классовые функции (общесоциальные же играли незначительную роль).

Второй этап развития буржуазного  общества – период монополистического капитализма (конец XIX – начало XX вв.). Данный период в развитии капиталистического государства характеризуется тем, что наряду с множеством разрозненных мелких предпринимателей на основе объединения  разного рода капитала (промышленного, торгового, финансового) с широким  использованием акционирования монополизируются различные виды производства и распределения. В результате этого возникают  такие крупные объединения как  тресты, картели, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не очень  многочисленной монополистической  буржуазии сосредотачивается основная часть общественного богатства  и политическая власть. Отпадает надобность в демократических реформах: немногочисленные монополисты располагают иными  средствами определения общих интересов. В отдельных случаях это приводит к возникновению антидемократических  режимов, выражающих и защищающих волю монополистов (например, фашистские режимы в Италии и Германии и др.). В  других случаях наоборот оказывается  выгодным сохранение демократических  институтов, и даже их развитие (в  виде отмены цензов, введения всеобщего  избирательного права и др.).

Информация о работе Типы государств