Теория разделения властей в современном конституционном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 02:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование содержания принципа разделения властей, как важнейшего и основополагающего принципа правового государства, а также его практическая реализация.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Исторические основы теории разделения властей……...…………….6
ГЛАВА 2. Содержание и значение принципа разделения властей. Основные ветви государственной власти……………………………………………………..11
ГЛАВА 3. Разделение властей в современном законодательстве России. Сложности осуществления принципа…………………………………..………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...……………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.58 Кб (Скачать)

     Если  Конституция принимается народом на референдуме или Конституционным Собранием, можно ли это назвать осуществлением законодательной власти? Можно сказать и так. Но учитывая особую роль Конституции в истории страны, когда на ее основе начинается новый этап жизни и развития общественных отношений, не лучше ли сказать, что они осуществляют учредительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти? Причем это не только самостоятельная по виду, но также и первая по исторической роли ветвь государственной власти24.

     Далее. К какой ветви власти отнести  Президента РФ? Казалось бы, он ближе  всего к исполнительной ветви  власти, к тому же в прежней Конституции РФ он был официально отнесен к этой ветви, а многими положениями Конституции 1993 г. тоже связан с исполнительной властью. Но все-таки по данной Конституции Президент объявляется главой государства и от исполнительной власти официально отделен. Вряд ли его можно отнести к законодательной власти, хотя он и участвует в законодательном процессе, может вносить законопроекты, подписывает и обнародует законы, а в определенных ситуациях — когда нормативное регулирование необходимо, но законы запаздывают — может регулировать общественные отношения своими указами (такие акты носят временный характер и с появлением закона должны быть отменены либо приведены в соответствие с ним). К судебной власти Президента тоже нельзя отнести. Исследователи статуса Президента и авторы комментариев Конституции РФ предлагают выделить власть Президента из традиционной триады и назвать ее особой формой государственной власти — президентской. Тогда у нас надо назвать уже пять ветвей государственной власти.

     Однако  это не все. О прокуратуре Конституция  РФ говорит в главе о судебной власти. Но очевидно, что прокуратура  не является частью судебной власти, а  помещение норм о ней в указанной  главе можно считать просчетом  создателей конституционного текста. Если выделяется еще и прокурорская власть, учитывая ее особые функции и задачи, тогда будет шесть ветвей государственной власти в РФ.

     Логика  отделения от общих групп органов  со специфическими функциями привела  ряд авторов к выделению еще  некоторых ветвей власти.

     Так, давно и активно обсуждается  вопрос о том, считать ли Банк России государственным органом РФ, государственным  учреждением или хозяйствующим субъектом. Те, кто считают Банк России государственным органом, исходя из его независимости от других государственных органов, особенно от Правительства, склонны говорить о наличии еще одной ветви государственной власти — банковской.

     В России создан специальный государственный орган финансового контроля — Счетная палата РФ; аналогичные органы появились и в субъектах РФ. Могут существовать иные государственные специальные органы с контрольными задачами. С учетом наличия таких органов говорят о контрольной государственной власти.

     В стране стала активно действовать  система избирательных комиссий, организующих различные виды выборов. Верхние звенья этой системы — Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии субъектов РФ закон называет государственными органами. Если так, к какой же ветви государственной власти их отнести? Появилось предложение говорить об избирательной власти.

     Мы  привели самые упрощенные вариации. А ведь есть и более ус- ложенные модели. Например, порой предлагают объединить финансовые органы исполнительной власти, государственные банки и счетные палаты в финансовую власть. А прокуратуру, надзорные органы системы исполнительной власти — в надзорную (надзорно-контрольную) власть.

     Кстати, даже при всех таких вариациях  неясно, куда отнести некоторые органы — например, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и аналогичных уполномоченных в субъектах РФ.

     Сложность отнесения органов к ветвям власти привела к тому, что в нормативных  актах некоторые из них названы  просто государственными органами. Отсюда в отдельных учебниках административного права предлагают выделять органы государственной власти и государственные органы, не входящие в обозначенные в Конституции РФ системы власти. Но это не может быть решением проблемы, наоборот, вызывает дополнительные трудности. Ведь у государственного органа, не названного органом государственной власти, все равно есть властные функции, он действует от имени государства и т.д.

     Государственная власть в каждой стране едина, и деление на ветви власти осуществляется в соответствии со спецификой полномочий государственных органов, причем именно соответствующие полномочия и обеспечивают систему «сдержек и противовесов» (опять же между ветвями власти). Государственная власть в любой стране осуществляется государственными органами, образующими систему. Если в государстве признается разделение властей, то внутри системы государственных органов также должно происходить разделение властей. Все ветви власти в совокупности должны составлять единую систему реализации власти государственными органами. Находиться же вообще вне ветвей власти (конечно, если принцип разделения власти как таковой признается) и одновременно входить в систему государственных органов невозможно. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В постсоветский период истории нашей  страны словосочетание «разделение  властей» превратилось в одно из самых  популярных политико-правовых понятий. Его активно используют политики всех мастей, причем вкладывают в него подчас диаметрально противоположное  содержание. Сходятся, пожалуй, лишь в одном – нам крайне необходимо создать у себя в стране действующий государственный механизм, основанный на принципе разделения властей. На сегодняшний день существует множество споров на тему разделения государственной власти. Множество учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему трактовки понятия разделения властей. Данная тема в изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема разделения государственной власти, ещё не полностью изучена.

     Итак, согласно исторически сложившемуся классическому принципу разделения властей в государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие. Разделение государственной власти (распределение полномочий по осуществлению государственной власти между независимыми друг от друга органами) вытекает из принципа правового государства.

     Назначение  принципа разделения властей в современном конституционном праве — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

     Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

     Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной  и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная  власть невозможна без их сотрудничества.

     Отличительной чертой современной российской модели реализации принципа разделения властей, является на наш взгляд, неполный перечень реально существующих, социально значимых властей закрепленных в Конституции РФ.

     Возможно, со временем принятая за основу в нашей  стране триада разделения властей будет  подвергнута модификациям, как в  современных конституциях зарубежных стран.

     Нельзя, безусловно, утверждать, что у теории разделения государственной власти не существует оппонентов, они, конечно же, есть. Некоторые авторы полагают, что в реальной жизни теория разделения властей является лишь «формальной теорией». Многие авторы пишут о неэффективности принципа разделения государственной власти в условиях бюрократизации управления, необходимости оперативных решений в экстремальной обстановке. Многие указывают на то, что теория разделения государственной власти не подтверждается опытом функционирования государственного механизма. Кроме того, подчеркивается, что формальный подход к разделению государственной власти является вредным, так как практически не реализуем и в каждом государстве имеет свою специфику. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция Российской Федерации. Федеральные  конституционные законы «О Государственном  флаге Российской Федерации», «О государственном  гербе Российской Федерации», «О Государственном  гимне Российской Федерации» / Авт. историко-правового комментария М. В. Баглай. – М.: Норма, 2009. – 160 с.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года (в ред. от 02.06.2009 N 2-ФКЗ).
  3. Авакьян, С. А. Конституционное право России: Учебный курс: в 2 т. / С. А. Авакьян. – М.: Юрист, 2010. – Т. 1: 719 с.
  4. Автономов, А. С. Избирательная власть / А. С. Автономов. – М.: Права человека (ИРИС), 2002. – 81 с.
  5. Баренбойм, П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера / П. Д. Баренбойм. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. – 288 с.
  6. Даниленко, В. И. Современный политологический словарь / В. И. Даниленко. - М.: NOTA BENE, 2000. – 1016 с.
  7. Дж. Бруно. Бэкон. Локк. Лейбниц. Монтескье: Биографические повествования / Сост. и общ. ред. Н. Ф. Болдырева. - Челябинск: Урал, 1996. - 424 с.
  8. Енгибарян, Р. В., Краснов, Ю. К. Теория государства и права: Учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. – М.: Юрист. 1999. – 272 с.
  9. Исаев, И. А., Золотухина, М. Н. История политических и правовых учений России ХI - XX вв. / И. А. Исаев, М. Н. Золотухина. - М.: Юрист, 1995. – 378 с.
  10. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Под. ред.    С. А. Авакьяна. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – 676 с.
  11. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Под ред. В. А. Туманова [и др.]. – М.: Юрист, 1997. – 320 с.
  12. Марченко, М. Н. Разделение властей: Учебное пособие / М. Н. Марченко – М.: Юрайт-Издайт, 2004. – 428 с.
  13. Чеботарев, Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации / Г. Н. Чеботарев. – Тюмень: 1997. – 217 с.
  14. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В. Е. Чиркин – М.: Юрист, 2007. – 607 с.
  15. Чиркин, В. Е. Основы конституционного права: Учебное пособие / В. Е. Чиркин. – М.: Манускрипт, 1996. – 272 с.
  16. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного государствоведения: Учебный курс / В. Е. Чиркин. - М.:Артикул, 1997. – 352 с.
  17. Петрухин, И. Л. Проблема судебной власти в современной России  //  Государство и право. - 2000. - № 7. - С. 15-21.

Информация о работе Теория разделения властей в современном конституционном праве