Теория разделения властей в современном конституционном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 02:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование содержания принципа разделения властей, как важнейшего и основополагающего принципа правового государства, а также его практическая реализация.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Исторические основы теории разделения властей……...…………….6
ГЛАВА 2. Содержание и значение принципа разделения властей. Основные ветви государственной власти……………………………………………………..11
ГЛАВА 3. Разделение властей в современном законодательстве России. Сложности осуществления принципа…………………………………..………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...……………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.58 Кб (Скачать)

     И хотя специфический механизм "сдержек  и "противовесов" свойствен взаимодействию всех властей, в том числе законодательной  и исполнительной, но именно судебные органы обладают особыми полномочиями конституционного контроля (в частности, над актами законодательной власти, президентской власти), судебного  контроля в области управления и  т.д. Но главное назначение судебной системы - это осуществление правосудия. Причем правосудие составляет исключительную прерогативу суда, оно "осуществляется только судом" (ч.1 ст.118 Конституции РФ).

     Столь существенное значение данной сферы  общества и государства выделяет ее в качестве важнейшего объекта  конституционного регулирования и  одновременно выражает содержание установленных  в Конституции основ осуществления  правосудия. Объективная необходимость  регулирования названных отношений именно на высшем правовом уровне, уровне Конституции, определяется их особой социальной значимостью в процессе формирования правового государства. Они служат основополагающим звеном во всем механизме социального управления обществом, требующим конституционного выражения. Вместе с тем значимость данной сферы отношений предопределяет необходимость их повышенной охраны с помощью особой системы конституционных гарантий, что, в свою очередь, возможно лишь при условии их закрепления в Конституции. Независимость правосудия - одно из главных условий его осуществления, а потому ее обеспечение находится в эпицентре особых форм конституционно-правовых гарантий.

     Качественно новый уровень осуществления правосудия связан в настоящее время с противодействием злоупотреблению исполнительной власти, бюрократизму и дегуманизации отношений в обществе с целью надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

     Итак, судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

     На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые  отрасли предотвращает возможные  злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности. 

     ГЛАВА 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.

     СЛОЖНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА 

     В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В 1991 г. в России сложилась  система органов власти, которую  в центре возглавили Президент и  Верховный Совет, а в субъектах  Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и соответствующему Совету. Эта система, развиваясь по своим законам, к середине 1992 г. обеспечила контроль властей над действиями друг друга. На начальной стадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми.

     Некоторые областные Советы стали полноценными представительными органами власти. Однако, получив возможность реально  использовать всевластие, Советы своим  вмешательством нередко блокировали  деятельность исполнительных органов. В конце концов, такое двоевластие  перешло в противостояние, закончившееся  осенью 1993 г. вооруженным противостоянием  и прекращением деятельности Советов. Это побудило власть к принятию новой  Конституции.

     Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., знаменует  коренной поворот в развитии российской государственности. Действовавшая  до этого конституция РСФСР 1978 г. соответствовала концепции тоталитарного  государства. Права и свободы  граждан в ней закреплялись в  отрыве от международных стандартов и подчинялись идеологическим целям  социалистического строительства. Государство не было правовым, оно игнорировало принцип разделения властей и необходимость независимой судебной власти17.

     В Российской Федерации принцип разделения властей записан в текст Конституции. Однако пока это скорее конституционный лозунг, чем реально действующий принцип Основного Закона. Требуется серьезная работа по осмыслению и применению в российских условиях доктрины разделения властей, на что уйдет несколько десятилетий. Зато сейчас на этом этапе своего конституционного развития Россия может внести серьезный вклад в развитие доктрины разделения властей18.

     Итак, Конституция РФ 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

     Согласно  Конституции законодательным и  представительным органом Российской Федерации является Федеральное  Собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95 Конституции РФ).

     Исполнительную  власть в стране осуществляет Правительство  Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ). Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории.

     Судебная  власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118 Конституции РФ). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующее:

     - Конституционный Суд Российской Федерации выступает как судебный орган конституционного контроля, «самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»19;

     - Верховный Суд Российской Федерации является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126 Конституции РФ);

     - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конституции РФ).

     Однако, как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции  России 1993 г., обладая относительной  самостоятельностью, ветви государственной власти далеко не всегда сдерживают и уравновешивают друг друга.

     В особенности это касается законодательной  и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с  другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует исполнительная власть (см. гл 2).

     Во  взаимоотношениях с судебной властью  это предопределяется, прежде всего, тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

     В отношениях с законодательной властью  доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что  Президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной  Думы, право назначения выборов в  Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, право подписи и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы20.

     Согласно  Конституции РФ законодательная  власть имеет определенные рычаги обратного  воздействия ("сдерживания") на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение  вопроса о доверии Правительству  России21, право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента на решение вопроса об отстранении его от должности, и др.

     Данные  и другие подобные им полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния  законодательной власти на исполнительную власть и оказывают определенное "сдерживающее" по отношению к  ней воздействие. Однако по своей  силе они заметно уступают средствам  воздействия исполнительной власти на законодательную.

     Кроме того, некоторые средства сдерживания  исполнительной власти со стороны законодательной  в значительной мере нейтрализуются потенциальной возможностью применения обратных, более сильных мер.

     В качестве примера можно сослаться  на ст. 103 Конституции РФ, которая  предоставляет Государственной  Думе в качестве одного из средств влияния законодательной власти на исполнительную власть право давать (или не давать) согласие Президенту на назначение Председателя Правительства России, а также право решать вопрос о доверии Правительству. Это право, помимо того что является относительным, имеет еще одну, негативную по отношению к законодательной власти, грань.

     А именно в связи с выражением недоверия Правительству или в связи с отказом Государственной Думы утвердить предлагаемую президентом кандидатуру Председателя Правительства может возникнуть вопрос вообще о дальнейшем существовании в данном составе самой Думы.

     Так, в соответствии с Конституцией в  случае выражения Думой недоверия  Правительству и несогласия с  этим решением Президента Дума вправе повторно выразить в течение трех месяцев свое прежнее мнение о  Правительстве. Однако в данном случае она рискует быть распущенной  Президентом, если он сочтет невозможным  объявить отставку Правительства22.

     Государственная Дума может быть распущена президентом  и в другом случае. А именно, если она трижды отклонит представляемые ей на рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ. В этом случае президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает  новые выборы23.

     Таким образом, право законодательной  власти в лице Государственной Думы давать или не давать согласие на назначение Председателя Правительства, так же, как и право на выражение недоверия  Правительству как средство влияния на исполнительную власть является, весьма относительным и довольно легко нейтрализуемым со стороны исполнительной власти.

     Вопрос  о разделении властей в Российской Федерации является не простым. Как  видно из ст. 10 Конституции РФ, единая государственная власть делится на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ говорится: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

     При этом подходе упущено, что сам народ тоже осуществляет государственную власть. Как сказано в ст. 3 Конституции РФ, принятие всенародным голосованием Конституции РФ либо закона есть осуществление государственной власти народом.

     Как мы отмечали в предыдущей главе, разделение властей преследует такую цель, как определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти.

     Но в России есть или могут существовать государственные органы, которые строго говоря, не вписываются в указанную триаду органов государственной власти. Так, для принятия новой Конституции должно быть созвано Конституционное Собрание. Оно может разработать новую Конституцию и даже принять ее либо утвердить текст и вынести его на референдум. Является ли Конституционное Собрание государственным органом? Относится ли оно к числу органов государственной власти? Мы ответили на эти вопросы однозначно: да.

Информация о работе Теория разделения властей в современном конституционном праве