Теория официальной народности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы – наиболее беспристрастно и точно охарактеризовать российский консерватизм первой трети XIX века, а задачи:
1. Дать краткий обзор возникновения, развития и основного содержания понятия «идеология»;
2. В сжатой форме отразить истоки теории «официальной народности»;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Идеология как форма общественного сознания…………………..5
Глава 2. Истоки теории официальной народности………………………….8
2.1. Политическая концепция Н.М. Карамзина…………………………………8
2.2. Политические взгляды карамзинистов – членов общества «Арзамас»....11
Глава 3. Составные части теории официальной народности…………….15
3.1. Православие…………………………………………………………………15
3.2. Самодержавие……………………………………………………………….17
3.3. Народность…………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников и литературы……………………....26

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

       Еще один очень важный момент в мировоззрении  Николая Михайловича усматриваем  в пропаганде им чувств патриотизма  и народной гордости. «Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и  другие уважать не будут», - это крылатое выражение принадлежит именно Карамзину  Ермашов Д. В., Ширинянц А. А. Указ. соч. Ст. 2. С. 18.. «Честью и достоинством россиян сделалось подражание. В  результате всего этого, - заключает Карамзин, - мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России» Ермашов Д. В., Ширинянц А. А. Указ. соч. Ст. 1. С. 13.. Мыслитель приходит к выводу о необходимости следования своему собственному, самобытному, мирному пути развития, так как в самих исторических истоках нашей родины нет каких-либо революционных начал, в отличие от тех же Нидерландов, Англии, Франции, прошедших через революционные потрясения.

       Сформулированные  для России Карамзиным принципы антиреволюционности, антиевропеизма и националистичности дают основание для того, чтобы  назвать его одним из первых в  отечественной политической мысли  авторов легитимной модели российской государственности. Идеологическое содержание его известнейших литературно-философских  трудов «История государства Российского» и «Записки о древней и новой  России» дает основание говорить о социально-политической концепции  мыслителя как о «манифесте русского консерватизма» Там же. Ст. 4. С. 27., в  котором впервые комплексно были сформулированы многие важнейшие положения  отечественной консервативной идеологии.

       Итак, мысль Карамзина до середины 90-х  годов XVIII в. развивалась главным  образом в рамках философии, морали, вопросов нравственного воспитания. В этот период он наиболее полно  испытывает влияние передовых идей своей эпохи. Крутым переломом в  развитии его мировоззрения стала  Французская буржуазная революция. Он стал больше заниматься социальными  и политическими вопросами. Революция  в целом не поколебала его философских  и морально-этических взглядов, однако дворянская сущность в нем стала  проявляться теперь гораздо более  отчетливо и резко.

       Панический  страх перед революцией, попытки  исторически обосновать самодержавие как «палладиум России» удивительным образом сочетались в Карамзине  с любовью к просвещению, к  прогрессу, с пониманием необходимости  культурного общения с Западом. Таким образом, образованность и  ширина кругозора Николая Михайловича  позволили ему избежать крайности  в своих выводах Кислягина  Л. Г. Указ. соч. С. 55..

       Сложность и противоречивость идеологии Карамзина  отражали сложность самой эпохи, трудность (в некотором роде) положения  дворянского класса в период, когда  феодальный строй уже отживал  свой век, а дворянство в попытках сохранить свои позиции становилось  реакционной и консервативной силой. 

2.2. Политические взгляды карамзинистов – членов общества «Арзамас»: Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков и С.С. Уваров 

       Н. М. Карамзин являлся почетным членом литературного кружка под названием  «Арзамас», истоки которого берут свое начало еще в последние десятилетия XVIII столетия. «Давая направление литературным занятиям Общества, скромный и благодушный  характер Карамзина не позволял ему  выказывать … авторитета в личных отношениях с молодыми писателями: он был … старшим братом в литературной их семье, в которой занимали место  В. А. Жуковский, Батюшков, Д. В. Дашков, кн. П. А. Вяземский и А. С. Пушкин. Каждый член Общества назывался именем из баллад Жуковского. Граф Блудов именовался Кассандрою, граф Уваров – Старушкою» «Арзамас»: Сб. в 2 кн. Кн. I. М., 1994. С. 6., а Жуковский – Светланой, в честь его одноименной поэмы.

       Либерально  настроенное «Арзамасское общество безвестных людей» полемизировало со страниц журналов «Вестник Европы», «Друг просвещения», «Северный вестник» с «шишковцами»-«архаиками» (позднее  с «беседистами»-«романтиками»). В  общем виде это была борьба «архаистов»  и «новаторов». Однако истинной подоплекой споров была не литература: речь шла  о путях национального культурного  развития. И здесь программа Шишкова, и «беседчиков», была ярко консервативной, в отличие от «карамзинистов»  Там же. С. 14.. Последние, будучи порождением  либеральных веяний начала XIX века, утверждали европейский путь, открывали  дорогу либерально-просветительским европейским  идеям. В том числе и тем, что несли на себе отблеск идеологии Французской революции. Но больше в духовном, а не в политическом плане.

       После смерти в 1816 г. Державина оппозиционная  организация «Беседа» распалась, и  ориентированный на полемику «Арзамас»  расширил свою деятельности в пользу политики, социологии и экономики. Основной целью их стало «распространение идей свободы, приличных России в  ее теперешнем положении, согласных  со степенью ее образования, не разрушающих  настоящего, но могущих приготовить  лучшее будущее» Там же. С. 461.

       Но  случилось так, что далеко идущим планам карамзинистов не дано было исполниться: в 1817 г. «Арзамас» распался. Этому было две причины: внешняя  – отъезд многих членов общества из столицы (Блудов уезжал в Лондон, Дашков - в Константинополь); и внутренняя, на которую указывает Жуковский: «”Арзамас” … умер сам собой, когда захотел быть серьезным» Там же. С. 25..

       События 14 декабря 1825 года раскрыли пропасть между  прежними арзамасцами: «Варвик» - Н. Тургенев был приговорен к смертной казни  и окончил свои дни политическим изгнанником, а, к примеру, Блудов стал автором «Донесения Следственной комиссии по делу декабристов»… Более предприимчивые быстро адаптировались к сменившемуся правительственному курсу, «приняли»  консерватизм. Сделали блестящую  карьеру при дворе Николая I.

       Так, Дмитрий Николаевич Блудов по окончании  дела о декабристах был назначен статс-секретарем и товарищем министра народного просвещения. С 1832 года управлял министерством внутренних дел, в 1837 году стал министром юстиции, в 1839 – главноуправляющим II отделения Собственной Его Величества канцелярии, членом государственного совета и председателем департамента законов. А в 1842 году ему было пожаловано графское достоинство.

       Дмитрий Васильевич Дашков: с 1826 года - статс-секретарь, с 1829 г. уже управлял министерством  юстиции, а в 1832 году стал министром. В 1839 году – член государственного совета и председатель департамента законов.

       Сергей  Семенович Уваров стал главным идеологом  теории официальной народности. К  его мнению особо чутко прислушивался  император Николай I. В 1832 году Уваров был назначен товарищем министра просвещения; выступая против любого проявления свободомыслия, подал Николаю I записку  с обоснованием образования юношества  «с теплою верою в истинно русские  хранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие финальный  якорь нашего спасения» Десятилетие  Министерства народного просвещения. С. 3.. Уже в 1833 году стал министром  народного просвещения, председателем  Главного управления цензуры. Отстаивал  принцип сословности образования, ужесточил цензуру. Был одним  из гонителей А.С. Пушкина, выступая с нападками на поэта. В 1846 году удостоен графского титула.

       Занятая Уваровым во второй половине жизни  точка зрения исключительного патриотизма  и служения Отечеству дала предлог  для злословий разного рода деятелям либеральных воззрений, как современникам, так и проявившим себя позже смерти Уварова. Например, историк С.М. Соловьев давал Уварову только критические  оценки: «В этом человеке способности  сердечные вовсе не соответствовали  умственным... При разговоре с  этим человеком, разговоре крайне нередко  блестяще-умном, поражали, при всем при том, крайнее самолюбие и  тщеславие» Соловьев С. М. Мои записки  для детей моих, а если можно, и  для других // Избранные труды. Записки. М., 1983. С. 268.. А Зорин полностью  отождествлял личные качества Уварова  со всей официальной идеологией См.: Зорин А. Идеология «православия – самодержавия – народности» и ее немецкие источники // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996..

       Служебное положение Уварова пошатнулось  вследствие революционного движения в  Европе в 1848 – 1849, когда его признали неспособным искоренить якобинство в учебных заведениях. От таких огорчений граф подвергся «нервическому удару», что послужило предлогом к увольнению его от должности министра в 1849.

       Однако, как отмечает Т. А. Володина, С. С. Уваров был первым министром народного  просвещения в России, который  сознавал значение своего ведомства  и имел глубоко продуманную программу  его деятельности. Триединая формула, в его глазах, должна была стать  не только залогом стабильности, но и ответом России на вызов национализирующейся  Европы Володина Т. А. Уваровская триада и учебники по русской истории // Вопросы истории. 2004. № 2..

       Русским обществом того времени владело  стремление к некой культурной и  творческой самостоятельности перед  лицом Запада. Поэтому современники не могли воспринимать и не воспринимали формулу Уварова так, как трактовал  ее Пыпин. Казаков приходит к выводу, что триада, скорее всего, была «гражданской модификацией» известного военного девиза «За Веру, Царя и Отечество!»  Казаков Н. И. Указ. соч. С. 7., первое появление  которого он относит к 1812 г.

 

Глава 3. Составные части теории официальной народности

3.1. Православие 

       Православие, полагал Уваров, составляет основу жизни народа. Русский человек  не мыслит своей жизни без православной веры, которая охватывает все стороны  его деятельности и быта. С давних пор он привык видеть в ней «залог счастия общественного и семейственного»  Десятилетие Министерства народного  просвещения. С. 3.. Уваров отмечал, что  вера обеспечивает кровную связь  между поколениями, преемственность  традиций, поскольку «без любви к  Вере предков народ как частный  человек должен погибнуть» Там же.. Подчеркивая искренность и глубину  религиозных чувств русских людей, Уваров предупреждал императора об опасности  ослабления народной веры: «ослабить  в них Веру то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. ... Это  было бы измена в пространном смысле» Там же. С. 40.

       Примечательно, что Уваров заменяет православие  терминами «национальная религия», «господствующая церковь». Использование  этих определений Уваровым наводит  на мысль о том, что автору «безразлично, о какой церкви идет речь, если она  укоренена в истории народа и  политической структуре государства» Зорин А. Указ. соч. С. 47.. Именно в  качестве этой традиционной, господствующей религии православие было ценным для Уварова. И обязанность правительства  защищать «господствующую церковь» он декларирует не только в отношении  православия там, где оно доминирует, но и в отношении, скажем, протестантизма там, где он доминирует на территории Российской империи. И никакого насильственного  стремления к единству вероисповедания, о котором говорит Пыпин применительно  к Уварову, там найти невозможно.

       В более ранних и более поздних  своих работах Уваров подчеркивал  положительную роль христианства в  мировой истории и его влияние  на всемирную литературу. Уваров знал, что его адресат Имеется в  виду Николай I. твердо уверен в Богоизбранности, в Богоосвященности своей власти. Отголоски известной формулы «Москва – третий Рим», роль России как носительницы наследия византийской культуры и лидера восточных и западных славян – все это не могло не радовать уха императора и внимать Уварову.

       Уваров  высоко оценивал историческую роль православия  в судьбе России. Православная вера выступает у него той силой, которая  помогла России «устоять среди бурь и волнений». В прошлом вера русского народа «сохранила бытие России при  напоре и полудиких орд языческого Востока, и полупросвещенных полчищ мятежного Запада» Десятилетие  Министерства народного просвещения. С. 4.. Способствуя отражению военной  агрессии, сохранению русской государственности  и самобытного характера Руси, она помогала выстоять русским людям  в годы тяжелейших испытаний. Православная вера выступает у Уварова в  роли спасителя русского просвещения. Когда развитие просвещения в  древнерусском государстве «остановилось  под игом варваров», только «вера  не дала ему померкнуть навеки» Там  же..

       Уваров  подчеркивает, что защитная функция  православной веры сохранилась и  в настоящее время, но теперь в  ХIХ в. перед ней стоят уже  другие задачи. Ныне вера, «основанная  в нашем Отечестве на незыблемом камени Православия, служит ему вернейшею  защитою от того развращения умов, которое гибельнее всех физических зол и иноплеменных нашествий» Там  же..

       Православная  вера – основа народного монархизма и патриотизма, считал Уваров. Она оказывает значительное влияние на другие структурные элементы доктрины. Ослабление, а тем более утрата веры в народе нанесет удар и по самодержавию, и по народности, так как приведет русский народ к падению «на низшую степень в моральном и политическом предназначении» Там же. С. 29.. Православие, наряду с самодержавием и народностью, выступает у Уварова становым хребтом мировоззрения русского народа. Все три принципа соединены в сознании русских людей в единое нераздельное целое, поэтому «русский, преданный Отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахов» Уваров С. С. Указ. соч. С. 4.. 

3.2. Самодержавие 

Информация о работе Теория официальной народности