Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:12, реферат
Цель нашей работы – наиболее беспристрастно и точно охарактеризовать российский консерватизм первой трети XIX века, а задачи:
1. Дать краткий обзор возникновения, развития и основного содержания понятия «идеология»;
2. В сжатой форме отразить истоки теории «официальной народности»;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Идеология как форма общественного сознания…………………..5
Глава 2. Истоки теории официальной народности………………………….8
2.1. Политическая концепция Н.М. Карамзина…………………………………8
2.2. Политические взгляды карамзинистов – членов общества «Арзамас»....11
Глава 3. Составные части теории официальной народности…………….15
3.1. Православие…………………………………………………………………15
3.2. Самодержавие……………………………………………………………….17
3.3. Народность…………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников и литературы……………………....26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУРГУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический
факультет
Тема:
Теория официальной народности.
Реферат
Исполнитель: Подлесной Д.С.
Подлесная Н.В.
Студенты группы 8211
Преподаватель: Милевский О.А.
Оценка:
_______________
Сургут, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Идеология как форма
общественного сознания…………………..5
Глава 2. Истоки теории официальной народности………………………….8
2.1. Политическая концепция Н.М. Карамзина…………………………………8
2.2. Политические
взгляды карамзинистов – членов общества
«Арзамас»....11
Глава 3. Составные части теории официальной народности…………….15
3.1. Православие…………………………………………………
3.2. Самодержавие………………………………………………
3.3. Народность……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников
и литературы……………………....26
Введение
Буржуазная
модернизация России, продиктованная
необходимостью противостоять растущей
экспансии капитализма Запада, привела
к тому, что общественно-политическая
мысль правящей элиты, эклектичная
и наполненная элементами заимствования,
постепенно превратилась, по сути дела,
в механический набор смешанных
между собой как европейских
просветительских, так и феодально-
Такое
положение дел образно
Феномен Российской империи первой половины XIX века – оживление общественной мысли. Либеральные движения и активизация консервативного лагеря, создание многочисленных кружков и салонов, хитросплетение судеб… никогда еще Россия не видела столь пестрой гаммы мнений общественных мыслителей. Дух скорого решения крестьянского вопроса - главной проблемы в масштабах всей империи – уже давно витал над государством и овладевал умами всех без исключения прогрессивных деятелей-философов и политиков. Только одни пытались приблизить этот момент, а другие, используя всевозможные средства, отсрочить на сколько это возможно, дабы не потерять своего положения. Почти тридцатилетнее царствование Николая I – эпоха реакции и попыток правительства укрепить свои позиции за счет идеологического давления и научного обоснования легитимности и безальтернативности власти монарха. И идеологическим подспорьем императора служила, безусловно, разработанная в те годы теория официальной народности.
Актуальность и интерес к заявленной теме обуславливается тем, что русский политический консерватизм XIX – начала XX в. остается в настоящее время одним из наименее изученных историками-специалистами явлений. Нет обобщающих и систематизирующих трудов, освещающих данную проблему в комплексе. Не будет преувеличением сказать, что современная литература дает гораздо более полное и систематическое представление об отечественном либерализме или радикализме дореволюционного периода, нежели о консервативной политике. И это довольно неудивительно. Идеология и политическая практика либерально-эгалитарных преобразований прошлого столетия психологически гораздо более ближе нашей эпохе и легче поддается исследованию, чем полностью отошедшие в прошлое политика и соответствующие ей формы социального поведения, обусловленные традиционными ценностями. Шевченко М. М. Понятие «теория официальной народности» и изучение внутренней политики императора Николая I // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2002. №4.
Цель нашей работы – наиболее беспристрастно и точно охарактеризовать российский консерватизм первой трети XIX века, а задачи:
1.
Дать краткий обзор
2.
В сжатой форме отразить
3.
Провести смысловой анализ
Глава
1. Идеология как форма
общественного сознания
Термин
«идеология», который впервые был
предложен французским
Кроме того, что с точки зрения различных сторон общественной жизни – политики, экономики, культуры и религии – понимание идеологии объективно неодинаково, нельзя упускать из вида факт историко-логической эволюции термина. Так, прежде чем стать в нашем представлении особой формой общественного сознания, в самом общем виде являющейся согласованной системой идей, выражающих интересы отдельных социальных групп (слоев, классов людей), идеология позиционировалась, прежде всего, как наука, а потом – как ложное сознание. Однако «ложность» идеологии не обязательно должна быть тождественна «лживости». По своей сути она ложна не потому, что намеренно искажает действительность в угоду тем или иным политическим интересам, а в силу того простого факта, что категория ценностей – главная категория, к которой апеллируют идеологи, - крайне субъективна и не является адекватным отражением действительности. Человек не может воспринимать окружающую реальность иначе, как сквозь призму своих идейно-ценностных ориентаций. То же самое относится и к классам, сословиям, социальным слоям. Невозможно себе представить, чтобы даже самый гуманный помещик реально осознал чаяния и нужды своих крепостных. Что говорить о тех, кто «вцепился» в свои привилегии? Или о лицемерах? Идеология порой становилась мощным и страшным оружием в руках таких людей. Здесь проявлялась одна из особенностей идеологии – ее феноменологичность, то есть сокрытие реальных источников возникновения своих представлений, попытка представить себя в «чистых категориях».
Отсюда вытекает вторая характерная особенность любой идеологии – гиперидеологичность (стремление охватить или дать основу для объяснения как можно большего числа аспектов действительности). В соответствии с тезисом о гиперидеологичности, ложность идеологии происходит не от ее обусловленности социально-политическими интересами и не вследствие ее ценностного характера, а от «ложности самой действительности», которая представляется как «насквозь идеологичная». Обращается внимание на проблему манипулирования сознанием масс и отдельного человека, на негативные процессы появления в массовом масштабе феномена «рафинированного», «одномерного» человека. При этом наука и техника приобретают статус «новой идеологии», поскольку производимые ими теоретические концепции насквозь идеологичны, партийны. Формулировка выводов из научных исследований и их практическое использование неразрывно связаны с теми или иными общественно-политическими интересами. Наука также склонна мифологизировать свои выводы и представлять их в рамках той или иной идейно-ценностной системы. Подобный взгляд на идеологию подчеркивает ее всеобъемлющий характер и огромное значение в условиях современного общества, когда практически за любым социальным актом или действием можно усмотреть или, по крайней мере, предположить наличие тех ли иных интересов его участников. Следующий шаг здесь – признание того факта, что любое социальное действие, любой факт действительности в сложном современном обществе потенциально обладает тем или иным семантическим значением, как для отдельного человека, так и для группы людей, и для общества в целом, соответственно, может быть идеологизирован.
Духовным цементирующим началом всякой идеологии является миф. Значит, третья характерная черта идеологии – ее мифологичность, то есть направленность на непосредственное восприятие идеологических норм, стремление подменить собой реальность. Любая идеология стремится к тому, чтобы на основе ее идей и ценностей у человека была сформирована картина действительности, которая давала бы ему возможность непосредственно (не подвергая ничего сомнению, прежде всего, сами эти идеи) воспринимать окружающую действительность, внешние цели и задачи своей деятельности в масштабе общества. Классический пример мифологичности идеологии дают идеологии так называемых идеологизированных обществ, в которых идеология стремится занять главенствующее место в системе взглядов человека на мир, в системе общественных и индивидуальных ориентиров познания и деятельности Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. 1998. № 29. С.10..
Любая
идеология является, прежде всего, теоретическим
выражением политических интересов
определенных социальных групп. Идеология
как способ оправдания или опровержения
существующего порядка вещей
лежит в основе любой политической
философии. В целом, идеология рассматривается
как сфера сознания, которая в
рациональной форме выражает интересы
социальных групп и служит для
них руководством к действию.
Глава 2. Истоки теории официальной народности
2.1.
Политическая концепция
Н.М. Карамзина
Проблему возникновения русского консерватизма связывают с именем русского писателя, историка и политического мыслителя Н. М. Карамзина.
«Внешняя» биография Николая Михайловича Карамзина небогата событиями. Он родился 1 декабря 1766 г. в Симбирской губернии. Получив первоначальное образование дома, продолжил его в одном из московских частных пансионов, посещал некоторые занятия в Московском университете. Далее последовала кратковременная служба в гвардии, сближение и разрыв с масонским кружком Н.И. Новикова, годичное путешествие по Европе (1789 – 1790), журналистская и издательская деятельность, а после 1803 г. и до самой смерти (1826) – работа над многотомной «Историей государства Российского». Вот канва его жизни. Однако творческая эволюция Карамзина как мыслителя и как личности далеко не так размеренна и спокойна.
Представитель умеренно-либеральных кругов дворянства, искавших оптимальные пути прогрессивного развития страны, без ломки основ существующего строя, - таков Карамзин до 1789 – 1794 гг., то есть до наступления Французской буржуазной революции.
Страшные события в Европе не могли ни испугать дворянина Карамзина Кислягина Л. Г. Формирование общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина (1785 – 1803 гг.). М., 1976. С. 21.. Ужасы террора и кровопролития народившегося буржуазного мира заставили Карамзина отречься от просветительской идеологии, теоретически подготовившей наблюдавшийся тогда ход событий, а очевидная политика европеизации России стимулировала процесс развития консервативной мысли деятеля. И Карамзин занялся созданием собственной национальной концепции пути развития России.
Историческому
видению Карамзина присущи «