Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 46.11 Кб (Скачать)

 

Все большее удаление родоплеменных  структур от первоначального равенства  стимулировалось также развивающимся  процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном  слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе -- к эксплуатации человека человеком.

 

Переход от первобытно-общинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни -- укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С .этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

 

Чем отличается государство  от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие  признаки государства.

 

1. Наличие отделенной от  общества публичной власти. Публичная  власть существовала и в первобытном  обществе, но она выражала интересы  всего общества и не была  отделена от него.

 

В ее осуществлении участвовали  все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным  аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой  особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и  не участвует непосредственно в  общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего  общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а  нередко и самого себя.

 

2. Взимание налогов и  сборов, поскольку для содержания  государственного аппарата необходимы  средства.

 

3. Разделение населения  на территории. В отличие от  первобытного общества, в котором  все его члены делились в  зависимости от принадлежности  к роду, племени, в условиях  государства население разделено  по признаку проживания на  определенной территории. Это связано  как с необходимостью взимания  налогов, так и с наилучшими  условиями управления, поскольку  разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. - з-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ,2000. - С. 70-71.

 

Необходимо выделить и  признаки государства, отличающие его  от других, существующих в обществе организаций.

 

1. Государство -- единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой -- право на покровительство и защиту государства.

 

2. Государство обладает  суверенитетом, как внешним, т.е.  не зависимостью от других, государств  в международных отношениях, так  и внутренним -- независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

 

3. Наличие специального  аппарата принуждения. Только  государство включает такие структуры,  как суд, прокуратура, органы  внутренних дел и т.п., и материальные  придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию  государственных решений, в том  числе по необходимости и принудительными  средствами.

 

4. Только государство имеет  право издавать обязательные  для всеобщего исполнения нормативные  акты: законы, указы, постановления  и т.п.

 

Имея в виду указанные  признаки государства, следует рассматривать  и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для  любой исторической эпохи.

 

Государство возникает как  закономерный, объективно обусловленный  результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование  экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного  продукта, укрупнение организационных  структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном  регулировании, отражающие объективные  процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию  общественных отношений и закреплению  тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

 

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю -- государственной или частной.

 

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать  государственный аппарат. Поэтому  не случайно, что первоначально государства  возникают в эпоху бронзы, а  в Южной Европе -- позднее, в эпоху железа.

 

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло  ли разложение сельской общины или  она сохранилась, что в свою очередь  определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных  работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности  на землю. Это в конечном итоге  приводило к фактическому появлению  единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли  одной семьей и влекло появление  частной собственности. Возникало  западное (рабовладельческое или  феодальное) государство.

 

Государственный аппарат  сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках  родоплеменной знати, из которой  образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

 

Основными причинами появления  государства были следующие:

 

-- необходимость совершенствования  управления обществом, связанная  с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано  с развитием производства, появлением  новых отраслей, разделением труда,  изменением условий распределения  общественного продукта, обособлением  социальных структур, их укрупнением,  ростом численности населения,  проживающего на определенной  территории и т.п. Старый аппарат  управления не мог обеспечить  успешного руководства этими  процессами;

 

-- необходимость организации  крупных общественных работ, объединения  в этих целях больших масс  людей. Это особенно проявлялось  в тех регионах, где основой  производства было поливное земледелие, которое требовало строительства  каналов, водоподъемников, поддержания  их в рабочем состоянии и  т.п.;

 

-- необходимость подавления  сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем -- к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

 

-- необходимость поддержания  в обществе порядка, обеспечивающего  функционирование общественного  производства, социальную устойчивость  общества, его стабильность, в том  числе и по отношению к внешнему  воздействию соседних государств  или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в  том числе и принудительных, для  того чтобы все члены общества  соблюдали нормы зарождающегося  права, в том числе и те, которые  воспринимались ими как не  отвечающие их интересам, несправедливые;

 

-- необходимость ведения  войн, как оборонительных, так и  захватнических. Происходившее накопление  общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

 

В большинстве случаев  указанные выше причины действовали  совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

 

Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано  и взаимозависимо. Каждый новый шаг  в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

 

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность  делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов  и воли собственников. Отсюда республиканские  формы правления и развитая рабовладельческая  демократия, а также широкое законодательное  регулирование общественных отношений  в Афинах и Риме. Фактически государственная  форма собственности на землю  при общинном землепользовании в  Китае, Индии и других азиатских  государствах влекла возникновение  деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные  догмы и правовые обычаи. Государственная  собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами  общественной элиты в Спарте, привела  к существованию там аристократической  республики.

 

Органические концепции происхождения  государства

 

В основе данных концепций  лежат представления о государстве  как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с  эволюцией биологической), в котором  более важному органу соответствует  более высокий статус и более  значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

Теория Огюста Конта

Согласно Конту — общество (а, следовательно, и государство) —  органическое целое, строением, функционированием  и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается  на законы биологии, действие которых  в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия  взаимодействия индивидов и воздействия  предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

Естественно-правовые (договорные) концепции  происхождения государства

В основе данных концепций  лежат естественно-правовые представления  о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор  о полезном — с целью не вредить  друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).

Теория Томаса Гоббса

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.

Насильственные концепции происхождения  государства

В основе данных концепций  лежат представления о возникновении  государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных  племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

Информация о работе Теории происхождения государства