Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа
В мировой политической, исторической и правовой мысли не существует единого взгляда на происхождение государства. Мыслители разных времен, да и современные ученые по-разному определяют тип возникновения государства, по-разному объясняют причины возникновения. Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.
1. Причины многообразия теорий происхождения государства… … … 5
2.Общая характеристика основных теорий происхождений государства.8
Заключение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ..35
Список использованной литературы… …
Теория внутреннего и внешнего насилия совершенно разные. То, что теория Дюринга называется теорией насилия, связано с идеологической борьбой с его учением в нашей стране. Такую точку зрения поддерживают многие современные исследователи. С теоретической точки зрения их роднит только то, что обе эти теории признают первичным политический фактор в образовании государства. Само понимание насилия, понимание проблемы происхождения государства совершенно разнится, поэтому объединять эти теории под общим названием не совсем правильно. Если Гумплович говорит о том, что его теория построена исключительно на исторических прецедентах (практике государственного строительства), то Дюринг не акцентирует на этом внимание.
Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рационалистические и нравственные мотивы», как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими - одним словом, прямое насилие - «вот родители и повивальная бабка государства» - являются основной причиной, согласно теории насилия, возникновения данных источников.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность, объективно присутствовали и сопровождали процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время
непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.
Психологическая теория.
Психологическая теория также обращается к общественному договору как источнику создания государства, однако в основе стремления людей к объединению называются их эмоциональные характеристики(Л.И.
Тард, психологизируя общественные отношения, считал основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения.[7] Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
Исходной позицией этой теории происхождения государства служит утверждение, что человек имеет психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества, ему свойственно чувство необходимости коллективного взаимодействия. Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.
Согласно этой теории предпосылкой процесса образования государственных институтов управления служит психологическое различие отдельных индивидов. Все люди делятся на 2группы. К первой относятся те, кто склонен подчиняться авторитету, имеет потребность к подражанию кому-либо, а ко второй - сильные личности, склонные повелевать и подчинять своей воли других. Именно из последних постепенно формируется группа людей, исполняющих важные для общества функции, из них образуются впоследствии институты государственного управления. Первая же группа индивидов, принимая зависимость от более сильных, довольствуется осознанием справедливости их действий, что вносит в их жизнь успокоение и дает состояние стабильности. Право же в соответствии с этой теорией исходит от индивида и существует как интуитивное.
Достоинством психологической теории считают обращение внимания на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т.д.Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии.
Оценивая данную теорию, следует отметить, что действительно различные интересы людей, реализуемые через психику, сыграли большую роль в процессе образования государства. Особенно следует выделить то, что именно из сильных, волевых по своим качествам людей уже в древнее время выделилась группа управляющих-основа будущих институтов государственного управления. Но нельзя не обратить внимания на то, что сторонники психологической теории игнорируют другие причины, влияющие на возникновение государства. А их точка зрения о возрожденном стремлении людей к общению как одной из важнейших причин происхождения государства не соответствует практике государственного строительства. На протяжении всей его истории человечество, к сожалению, сопровождали войны, борьба, вражда.
Шершеневич отмечал, что попытка свести всю общественную жизнь психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии- такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве. Общеизвестно, что психологические качества людей сами формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных факторов.
Таким образом, психологическая теория происхождения государства не в состоянии дать многоаспектный анализ практики возникновения государств, поскольку считает психологический фактор единственно решающим при возникновении государства. Однако на этом основании не следует делать вывод о ее полной научной несостоятельности, ведь именно ее сторонники первыми обратили внимание на такой важный(но не решающий)фактор в процессе образования государства, как психологический. То, что он имел значение в конкретных условиях,- бесспорно.
Расовая теория.
Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Одним из основателей расовой теории происхождения государства был немецкий философ и литератор Ф.Ницше(1884-1900), который в своей работе «Воля к власти» сформулировал те положения, которые в последствии стали расовым учением. Ницше делил всех индивидуумов на три типа. В каждом здоровом обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических типа: первый-гениальные люди, их немного; второй- исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики, стражи права, порядка и безопасности(цари, воины, судьи и другие блюстители закона); третий-масса посредственных людей. Всю всемирную социально-политическую историю он сводит к борьбе двух воль - воли сильных и воли слабых. Ницше отвергал все без исключения концепции происхождения государств и считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Государство, в соответствии с концепцией Ницше, служит одним из служебных орудий, оно есть проявление борьбы сил и воль. Другой представитель расовой теории - французский философ Ж.-А. де Гобино(1816-1882). В своей работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» Гобино дал расистскую модель происхождения государства. Основной предмет исследования в его работе - различия человеческих рас. Главенствующая идея расовой теории происхождения государства заключается в том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. То есть их можно структурировать на высшие и низшие расы, и именно государство призвано обеспечивать постоянное господство высших рас над низшими, полагал Гобино. Ж. Гобино объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами.
Современная наука считает, что нет оснований делить расы на высшие и низшие. Однако следует объяснить глубинные исторические причины возникновения теорий Ницше и Гобино. На протяжении всей истории человечества расы различались в своем единомоментном развитии. Антропологические исследования показали отсутствие связи между расовыми различиями людей и их моральными и интеллектуальными характеристиками. Разнятся условия формирования конкретной расы: различия в пройденном историческим пути объясняются климатическими, географическими, историческими, политическими, экономическими и социокульурными факторами. Различные уровни развития предполагают не безоговорочное подчинение отстающего более продвинутому, а помощь и поддержку последнего. То есть можно сказать, что данная теория сделала неверные, и причем радикальные, выводы из реальной исторической практики. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология . Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
Органическая теория.
Первые упоминания о сходстве государства и человеческого организма мы можем найти еще у древнегреческих мыслителей. Органическая теория прежде всего связана с именем Платона(427-347гг. до н.э.) и его сочинением «Государство», в котором последнее сравнивается с человеком, но взятом в ином, более масштабном измерении. Внутреннее устройство государства уподобляется строению человеческого организма с теми же важнейшими по функциям составными частями и с такими же подчиненными отношениями частного к целому. Государство, по Платону, образуется в силу того, что никто из людей не способен удовлетворить свои потребности сам по себе и потому они ищут помощи у других. В силу сложности создаваемого образования возникают самые различные потребности, что и ведет к появлению обособленных групп населения, выполняющих свойственные только им назначения. Так, крестьяне, ремесленники, торговцы и им подобные, обеспечивающие материальные нужды общества, отнесены к низшему сословию. Воины, стоящие на страже государства, выполняют более значимую функцию его организма. А выше всех те, что способны им управлять, поскольку познали тайны «царского искусства», построенного на идеалах добра, справедливости и прочих добродетелей.Аристотель аргументировал свои взгляды следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.
Во второй половине XIXв один из родоначальников позитивизма и основатель органической школы в философии Герберт Спенсер(1820-1903) в своих «Опытах научных, политических и философских» утверждал, что объединение племен и их союзов в государственные образования является плодом социальной эволюции. Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции, утверждая, что эволюция- это переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной однородности, сопровождающей интеграцию материи. Появление общества, а затем и государства, в соответствии с воззрениями Спенсера, и есть итог такой эволюции. Он сопоставлял биологические организмы и государство, перенося на последнее присущие таким организмам законы развития: роста и накопления, естественного отборе, перехода от простого к сложному, от однородности(гомогенности) к разнородности(
В те времена эта теория была востребована в связи с революционным развитием естественных наук в XIXв. Спенсер одним из первых наиболее полно использовал аналогию между живыми организмами и обществом. При этом Спенсер считал, что теория государства и права станет научной, только если воспримет методологию и понятия естественных наук. Это утверждение не лишено объективного смысла:
-во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.
-во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.