Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:50, курсовая работа
Введение
Вопросы, связанные с понятием суверенитета, как необходимого и неотъемлемого признака любого государства стали волновать юристов-теоретиков более чем четырёхсот лет назад. Именно тогда вышла на первый план необходимость разностороннего изучения суверенитета. С течением времени знания о суверенитете как неотъемлемом явлении, присущем каждому высокоразвитому государству расширялись и становились более совершенными
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…11
3.НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………..16
4.НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………21
5.ВЗАИМОСВЯЗЬ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, НАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……………32
Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.
Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном и том же государстве. Существование «двоевластия» в некоторые периоды истории связанно со своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточение в своих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняет этого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжаться не может, и одна из них непременно сходит со сцены.
В современном мире суверенитет одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. В любом демократическом государстве власть внутри страны должна постоянно прислушиваться к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований.
В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер.
В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.
Государственный суверенитет как особенность государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета. Народный суверенитет – само содержание демократии, основа народовластия, право народу самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное же значение имеет понятие национального суверенитета - это права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.
Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включает народный и национальный суверенитет.
Национальный суверенитет означает право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства [20, с.61].В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзные государства или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.
Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
Небесспорно мнение Алексеева С.С. о том, что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: «уход» государства от экономической, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника» [2, с.20]. Практика показала, что именно сегодня в силу многих причин государственная власть «пришла» в экономику страны и тем самым стабилизировала экономическую жизнь, оградила ее от экономических потрясений.
Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность - сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Республика Беларусь учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое идеологическая война, недоверие и подозрительность.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что государственный, народный и национальный суверенитеты тесно взаимосвязаны. Но в рамках одного государства не может быть несколько суверенитетов: суверенитет – он один, а выделение видов – это всего лишь условность, позволяющая наиболее полно раскрыть значение суверенитета для государства, народа, нации.
Заключение
Таким образом, суверенитет как правовое явление представляет собой верховенство и независимость публичной власти, проявляющиеся в совокупности отношений, урегулированных конституционно-правовыми и международно-правовыми нормами. Эти отношения подвергаются критическому анализу юристов с точки зрения их эффективности для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также для управления на соответствующих территориях.
Правовая категория "суверенитет" многомерна и состоит из трех аспектов: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".
Государственный суверенитет - это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права.
Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.
Под национальным суверенитетом понимается верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей.
Народный суверенитет как основополагающий принцип конституционализма закрепляется в большинстве демократических государств и рассматривается как принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Закрепление в основах конституционного строя многих государств, включая Республику Беларусь, суверенитета народа говорит о построении системы государства и права на основе принципа естественных и неотчуждаемых прав человека. Именно народ делегировал часть своей естественной свободы в пользу государственной власти и наделил государство полномочием требовать от каждого индивида подчинения действиям и решениям органов государственной власти в пределах, установленных в конституции.
Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные стимулы к развитию оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Государство должно распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
В данной работе основное внимание было уделено таким аспектам как государственный, народный и национальный суверенитет, а также, соотношение между принципами государственного суверенитета и принципами национального, народного суверенитета Республики Беларусь.
При выполнении работы были сделаны определенные выводы. Конституция РБ 1994 года действительно является Конституцией суверенного демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные принципы осуществления суверенитета.
Кроме того немаловажным выводом можно считать понятие государственного суверенитета Республики Беларусь как сложной категории, которая обуславливается спецификой Республики Беларусь, как многонационального государства. Государственный суверенитет РБ включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство других государств во внутренние дела республики. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении суверенитета.
Государства несут по международному праву обязанность воздерживаться от любой дискриминации в отношении других государств и способствовать осуществлению их законных интересов в области прав и основных свобод человека.
Такое видение решения проблемы межнациональных отношений получило отражение и в законодательстве Республики Беларусь. Конституция РБ отвергает существование каких бы то ни было правовых норм, допускающих неравноправие граждан в зависимости от их национальной принадлежности, провозглашает свободу выбора в индивидуальном национальном самоопределении. При этом в унитарном государстве именно на органы законодательной, исполнительной и судебной власти возложены функции гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина на всей территории Республики Беларусь.
Проблема суверенитета очень актуальна в настоящее время в демократических государствах, так как суверенитет является одним из основополагающих признаков демократии.
Список используемых источников
1.Авакьян, С.А. Конституционное право России учебный курс: в 2т. Т.1 / С.А.Авакьян. – М.: Юристъ, 2005. - 719с.;
2.Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2т. Т.2 / С.С.Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1981-1982. – М., 1982. – 360с.;
3.Баглай, М.В. Конституционное право Российской федерации: учебник для юридических вузов и факультетов / М.В.Баглай. – М.: НОРМА, 2000 – 776с.;
4.Бержель, Ж.Л. Общая теория права / Ж.Л.Бержель; под общ. ред. В.И.Даниленко; пер. с фр. Г.В.Чуршокова. – М.: Изд. Дом NOTA BENE. – 2000. – 576с.;
5.Булгаков, В. История белорусского национализма / В.Булгаков. – Вильнюс: институт белорусистики, 2006. – 331с.;
6.Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А.Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2005. – 319с.;
7.Головко, А.А. Современные проблемы государственного суверенитета Республики Беларусь / А.А.Головко // Право и политика. – 2000. - №1.;
8.Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь от 28 июля 1990 г., с изм. и доп. от 19 сентября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. - №30. – 1085-XII.;
9.Демичев, Д.М. Конституционное право; учеб. пособие / Д.М.Демичев. – Минск: Высш. шк., 2004. – 351с.;
10.Зиновьев, А.В. Суверенитет, демократия, государство / А.В.Зиновьев // правоведение. – 2006. - №6 (269). – с.20-28;
11.История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. проф. О.В.Мартышина. – М.:Норма, 2004. – 912 с.;
12.Конституционное право: учеб.-метод. комплекс для студ. юрид. вузов. Ч.1 кн.1 / А.Н.Пугачёв, И.В.Вегера. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 363 с.;
13.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.);
14.Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: монография / К.Н.Кунцевич. – Минск: Молодёжное, 2003. – 170 с.;
15.Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С.Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2001. – 552 с.;
16.Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В.Лазарева. – М.: Юрист, 1994. – 360 с.;
17.Пугачёв, А.Н. Общая теория права: учеб.-метод. комплекс для студ. юрид. спец. / сост. и общ. ред. А.Н.Пугачёва. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 424 с.;
18.Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.2 / Авт.-сост. В.В.Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юристъ, 2001. – 604 с.;
19. Тихомиров, Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации / Ю.А.Тихомиров // Право и политика. – 2006. – №11(83). – С.37-44;
20.Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для юрид. вузов. Хрестоматия / В.Н.Хропанюк. – М.: «интерстиль», 1998. – 937 с.
34
Информация о работе Суверенитет: понятие, сущность, виды, их отграничение и взаимосвязь