Суверенитет: понятие, сущность, виды, их отграничение и взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:50, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Вопросы, связанные с понятием суверенитета, как необходимого и неотъемлемого признака любого государства стали волновать юристов-теоретиков более чем четырёхсот лет назад. Именно тогда вышла на первый план необходимость разностороннего изучения суверенитета. С течением времени знания о суверенитете как неотъемлемом явлении, присущем каждому высокоразвитому государству расширялись и становились более совершенными

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…11
3.НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………..16
4.НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………21
5.ВЗАИМОСВЯЗЬ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, НАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……………32

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!!! ГОТОВАЯ.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

-         право заключать международные соглашения с зарубежными странами.

9)Самостоятельность РБ в решении вопросов духовного развития белорусской нации, других национальных общностей республики, в создании собственной системы информации, образования, воспитания.

10)Самостоятельность РБ в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из них.

11)Наличие в РБ собственных наград:

-         орденов (Франциска Скорины, «Воинской славы» и др.)

-         медалей («За отвагу», «За безупречную службу» и др.)

-         государственной премии.

12)Наличие в РБ собственной символики: флаг, герб, гимн.

13)Наличие государственного языка (русский и белорусский)

[14, с.28 -29].

Различают несколько видов суверенитета. Однако, по мнению Г.Х.Шахназарова, «понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства. У  народа не существует другого способа реализовать свою суверенную волю, как через государственный механизм». А.И.Лепешкин подчёркивает неделимость суверенитета народа, а о суверенитете национальном и государственном говорит лишь как о формах его проявления [6, с.134].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что суверенитет является неотъемлемым атрибутом демократического государства со своими признаками и особенностями в каждом государстве.

Между различными видами суверенитета существует связь, поэтому они находятся в единстве, но в то же время нельзя отрицать и существование большого числа специфических черт, следовательно, справедливо выделение трёх видов суверенитета – государственного, народного и национального.


2. Государственный суверенитет Республики Беларусь

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в сфере государственной жизни – отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Как отмечал русский юрист  Н.И.Палиенко, «суверенитет является не только исторической категорией, но характеризует собой и ныне юридическую природу государственного властвования и является тем необходимым критерием, который даёт возможность отличить государство от других публично-правовых союзов и ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств» [16, с.175]. Существует немало мнений по поводу трактовки понятия «государственный суверенитет»:

1) Так, М.В.Баглай сформулировал следующее определение: «Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства» [3,с.125].

2) По мнению А.В.Зиновьева, «государственный суверенитет – это не свойство государственной власти, но главный атрибут государства, который государственная власть призвана охранять, защищать и без которого государство превращается в квазигосударство. Общепризнанные атрибуты государства, его неотъемлемые составляющие – территория, население, гражданство, публичная власть, суверенитет. Если нет даже одной из этих составляющих, нет и государства» [10, с.21]

3)Как отмечает Г.А.Василевич, «суверенитет государства – это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой» [6, с.118].

Таким образом, государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном,  монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела. Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности.

Суверенитет государства внутри страны  выражается в единстве и распределении государственной власти на всё население и общественные организации страны; в общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются, на территории государства и в пределах экстерриториальности; в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти. Исследование современных проблем суверенитета государства приводит к выводу о том, что государственный суверенитет рассматривается в качестве одного из признаков государства. Его смысл – верховенство государственной власти внутри страны, её самостоятельность и полноправие в жизни общества, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами [19, с.38]. В свою очередь выделяются три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти и независимость, причём его «абсолютность» ограничена правом и международными обязательствами.

1.Верховенство государственной власти  состоит в том, что только она полномочна отражать в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок и процедуры их реализации, меры юридической ответственности. Важное уточнение делает А.В.Зиновьев по поводу пределов реализации верховного права государства решать свои внешние и внутренние дела: «Вместе с тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство, руководствуясь суверенитетом, не может и не имеет права нарушать общепризнанные принципы и нормы международного права и творить произвол» [10, с.23].

Верховенство государственной власти Республики Беларусь как признак суверенитета республики закреплено в ч.2 ст.1 Конституции РБ, в которой сказано, что «Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику», а также в ч.1 ст.137: «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь». Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая, тем самым, возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

2.Единство государственной власти означает обладание ею на всех уровнях осуществления одинаковыми сущностью, формами и методами деятельности, причём между всеми органами государственной власти должна быть связь, распределение полномочий, так называемое, разделение властей, дисциплина, субординация и субсидиарность, исключающие противопоставление государственных органов друг другу [1, с.340]. Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Согласно ст.6 Конституции РБ «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Республики Беларусь. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Республики Беларусь

3.Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела. Независимость проявляется в том, что в соответствии с распределением функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в стране – политических партий, движений, так и от иностранных государств и международных организаций. По мнению Д.М.Демичева, государственная власть является независимой и самостоятельной по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа, ибо только от воли народа исходит мандат на любые изменения формы государственной власти [9, с.120].

В Конституции РБ отмечено, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путём иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (ч.2 ст.3 Конституции РБ).

Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета Республики Беларусь не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появлялись суждения о том,  что власть каждого государства ограничена и обусловлена извне – зависимостью его от международного общения, изнутри – от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое государство, в частности и Республика Беларусь, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Республики Беларусь являются права и свободы человека и гражданина (ч.1 ст.2 Конституции РБ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно ч.1 ст.8 Конституции РБ «Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства».

Государственный суверенитет тесно связан с народным. Народный и государственный суверенитет настолько взаимосвязаны, что невозможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства.

Как отмечают некоторые правоведы, сочетание народного и государственного суверенитетов – это свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права.


3. Народный суверенитет Республики Беларусь

Основоположником учения о народном суверенитете стал французский просветитель XVIII в.  - Жан-Жак Руссо.

По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь может и должна идти об одном-единственном суверенитете - суверенитете народа. При этом под "народом" как единственным сувереном у Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый социальный слой общества (низы общества, бедные, "третье сословие", "трудящиеся" и т.д.), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета [11, с.338].

Некоторые государствоведы воспринимают народный суверенитет как декларативный принцип, не имеющий юридической силы. Так, еще в начале XX века Л. Дюги писал о том, что "мнимая догма народного суверенитета есть пустая, ничего не объясняющая гипотеза, бесполезный постулат". П.И. Новгородцев говорил о народном суверенитете "как об отдаленном и конечном источнике, который, не будучи сам по себе деятельным и движущим началом, лишь сообщает присущее и пребывающее в нем значение исходящим от него властям". Нередки такие суждения и сегодня. Например, В.А. Четвернин определяет народный суверенитет как "легитимирующую фикцию", которая используется "в целях создания эффекта легитимности, "народности" государственной власти, производности государственного суверенитета от народа как некоего сакрального источника власти, в Новое время занявшего место Бога" [15, с.246].

Становление народного суверенитета шло на протяжении многих лет и в сегодняшнем виде он существует лишь на протяжении мизерного по всемирно-историческим меркам периода. Как историческое явление, суверенитет народа является, соответственно, результатом не правового регулирования, а социального, политического, экономического и духовного развития общества и лишь в последнее время приобрёл конституционно-правовое значение и юридическое оформление [4, с.384].

В соответствии со ст.1 Конституции РБ наше государство провозглашается демократическим. Народовластие составляет одну из основ демократии наряду с принципами верховенства права, разделения властей, местного самоуправления, идеологического и политического многообразия.

Статья 3 Конституции провозглашает наше государство государством народовластия или, иначе, демократическим государством (от греч demos – народ, kratos – власть). Анализ этой статьи позволяет говорить о том, что:

-                        Конституция характеризует белорусский народ в качестве носителя суверенитета;

-                        народ является единственным источником власти;

-                        народ рассматривается как властвующий субъект;

-                        народ вправе поручать осуществление власти иным структурам;

-                        осуществление власти народом имеет пределы, определённые Конституцией, что исключает перерождение власти народа в охлократию, т.е. власть толпы.

В результате  толкования Конституции Беларуси можно сделать вывод: народный суверенитет – это принадлежность народу всей полноты власти в нашей стране, а также возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Но государство народовластия может быть только демократическим государством [12, с.242].

Информация о работе Суверенитет: понятие, сущность, виды, их отграничение и взаимосвязь