Суверенитет: понятие, сущность, виды, их отграничение и взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:50, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Вопросы, связанные с понятием суверенитета, как необходимого и неотъемлемого признака любого государства стали волновать юристов-теоретиков более чем четырёхсот лет назад. Именно тогда вышла на первый план необходимость разностороннего изучения суверенитета. С течением времени знания о суверенитете как неотъемлемом явлении, присущем каждому высокоразвитому государству расширялись и становились более совершенными

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…11
3.НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………..16
4.НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………21
5.ВЗАИМОСВЯЗЬ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, НАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……………32

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!!! ГОТОВАЯ.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно. Именно народ является единственным источником государственной власти. В Конституции РБ установлено, что «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией» (ч.1 ст.3 Конституции РБ). Народ осуществляет государственную власть как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. Именно народ узаконивает государственную власть и осуществляет контроль за деятельностью органов государства. Для этого существуют различные формы, в том числе, перевыборы должностных лиц, которые получают от народа свой мандат на пребывание в должности; отзыв депутатов и др.

Суверенитет народа как правовая категория обладает рядом важнейших свойств: верховенством, неотчуждаемостью, единством, полнотой и неограниченностью. Рассмотрим данные свойства:

1) Верховенство народного суверенитета означает, что нет никакой иной власти выше народной. Решения, принятые на всенародном голосовании - референдуме - могут быть отменены только референдумом (ст.77 Конституции РБ). Народ и только народ наделен правом выбирать главу государства и высший орган законодательной и представительной власти. Конституция, принятая народом, обладает верховенством и высшей юридической силой на территории Республики Беларусь. Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге являются производными от власти народа, подотчетными и подконтрольными ей. От практической реальности этого положения зависят стабильность, законность и правопорядок в государстве и обществе.

2) Неотчуждаемость народного суверенитета - наиважнейший элемент его содержания. Белорусский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РБ. Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Однако неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, а полномочия не являются ограничением суверенитета.

3) Единство суверенитета означает, что народ является единственным источником власти в Республике Беларусь. И в этом отношении народ выступает единой общностью людей, принимающей властные решения на основе волеизъявления большинства граждан при безусловном уважении мнения меньшинства.

4) Полнота и неограниченность суверенитета народа подразумевает, что гражданам Республики Беларусь принадлежит весь объем власти, который может быть реализован в предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами формах во всех сферах общественной жизни: в праве на землю и недра, на свободное экономическое развитие, на пользование достижениями науки, культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами и т.д.

Таким образом, выражением народного суверенитета является признание народа Республики Беларусь  верховным носителем всей власти. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия есть осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы (прежде всего представительные - Парламент) и органы местного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Республики Беларусь и местного самоуправления. Согласно ст.78 Конституции РБ «Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь».

Другая форма непосредственного волеизъявления народа - свободные выборы. Выборы - это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы - важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

При рассмотрении народного суверенитета (власти народа) важно правильно соотносить его с понятием «государственный суверенитет» и «национальный суверенитет», поскольку все три вида суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны, однако именно народный суверенитет как осуществление всей полноты власти народом можно считать предпосылкой и основой как государственного, так и национального суверенитета.

 

4. Национальный суверенитет Республики Беларусь

Одним из первых в европейской политической мысли категорию нации исследовал Эрнест Ренан в своей знаменитой работе «Что такое нация?». Он определил понятие нации как «ежедневный плебисцит» [5, с.107-121]. По Ренану, нации являются духовными сущностями, общностями, которые существуют до тех пор, пока они находят отзвук в сердцах людей. Нации основаны на национальном сознании и узнаются по общей истории, общей славе и общим жертвам. Нацию Ренан полагает не тождественной расе, поскольку все современные ведущие европейские нации имеют смешанное этническое происхождение. Нация – это душа, духовный принцип. Только две вещи составляют эту душу: одна из них относится к прошлому, другая – к будущему. Первая – это совместное обладание богатым наследием памяти, вторая – нынешнее взаимное согласие, желание жить вместе. Таким образом, нация – это большое солидарное сообщество, основанное на чувстве жертвенности и обусловленное переживанием общего прошлого.

В исследовании современного белорусского автора В.Булгакова обращается внимание на  то, что на переломе XVIII и XIX веков в Западной Европе в различных исторических условиях возникли две различные концепции нации:

1)Гражданская (политическая) нация – политически активное сообщество граждан определённого государства, независимо от собственного языка и этнического происхождения.

2)Культурная нация – сообщество носителей единого языка, культуры и национального сознания, независимо от государственных границ.

В эпоху Античности понятие «нация» означало происхождение как отличительный признак людей. В этом смысле нации издревле обозначали сообщества людей одного происхождения, не объединившихся в политическую форму государства, не связанных общей средой обитания, общим языком, обычаями и традициями. В эпоху Средневековья понятие этничности получило значение родства по отцовской линии. Критериями принадлежности к нации были также язык и династическая лояльность. В феодальных обществах нацию составляла только их верхушка, т.е. влиятельные военные, церковные, бюрократические и аристократические элиты. Критерием принадлежности к Речи Посполитой были не этничность, язык или вероисповедание, а династическая лояльность.

В советский период классическим считалось определение нации, сформулированное И.В.Сталиным: «Это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, появляющегося в общности культуры».

Вопрос о национальном суверенитете всегда представлялся крайне сложным. Относительно государственного и народного суверенитета можно утверждать, что в проблематике по данным направлениям расставлены все точки над «i», чего нельзя сказать о национальном суверенитете. Исследования в области суверенитета нации  включают в себя не только юридический, но также исторический, политический, культурный и этический аспекты. Прежде всего необходимо отметить, что сам термин «нация» не употребляется в Конституции Республики Беларусь и иных законодательных актах.

Понимание проблемы «национального суверенитета» осложнено, как минимум, тремя обстоятельствами: во-первых, в современной науке не существует единого подхода в понимании такой категории как «нация»; во-вторых, не определено соотношение между понятиями «народ» и «нация»; в-третьих, идея национального суверенитета должна быть чётко обозначена и сформулирована самим государством.

В современной юридической литературе подходы к пониманию «народа» и «нации» выглядят следующим образом [17, с.371,374]:

Народ  (в теории конституционного права) – всё население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности. Понятие «народ» означает и обособленную от других национально-культурную общность, которая может и не быть связана с территорией какого-либо государства (в этом случае термин «народ» синонимичен термину «нация», «этническая общность»).

Нация (в теории права) – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Конституция Республики Беларусь, провозглашая в преамбуле «неотъемлемое право на самоопределение», терминов «нация» либо «национальный суверенитет» не содержит. Но в Декларации о суверенитете БССР 1990 года употреблялось два термина – «народ Беларуси» и «белорусский народ». В первом случае имеются в виду все проживающие в республике граждане независимо от национальной принадлежности, во втором – белорусы.

Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние, так и внешнеполитические вопросы.

Статья 15 Конституции РБ гласит: «Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь».

В данной статье находят своё выражение основные права нации такие как:

                     право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация);

                     право на свободное развитие национальных потребностей: экономических и социальных;

                     право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

                     право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

                     право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

                     право на экологическую безопасность и др.

Так называемой, гарантией национального суверенитета можно считать положение, названное в ч.1 ст.50 Конституции РБ: «Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности».

Белорусский народ политически самоопределился, создав самостоятельное независимое государство. Государство Республика Беларусь содействует консолидации и развитию белорусской нации, сохранению исторической памяти, традиций и культуры, учитывает этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность её коренных народов и национальных меньшинств.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

 


5. Взаимосвязь и отграничение государственного, народного и национального суверенитета Республики Беларусь

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.

         В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

         Существует неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.   

Информация о работе Суверенитет: понятие, сущность, виды, их отграничение и взаимосвязь