Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:50, курсовая работа
Введение
Вопросы, связанные с понятием суверенитета, как необходимого и неотъемлемого признака любого государства стали волновать юристов-теоретиков более чем четырёхсот лет назад. Именно тогда вышла на первый план необходимость разностороннего изучения суверенитета. С течением времени знания о суверенитете как неотъемлемом явлении, присущем каждому высокоразвитому государству расширялись и становились более совершенными
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…11
3.НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………..16
4.НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………21
5.ВЗАИМОСВЯЗЬ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, НАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……………32
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий государственный университет»
Кафедра теории и истории
государства и права
Курсовая работа
на тему:
«Суверенитет: понятие, сущность, виды, их отграничение и взаимосвязь»
студентки 2 курса,
гр. 09 ПР-3
ассистент кафедры
теории и истории государства и права
руководитель
Новополоцк, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…11
3.НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………..16
4.НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………21
5.ВЗАИМОСВЯЗЬ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, НАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……………32
Введение
Вопросы, связанные с понятием суверенитета, как необходимого и неотъемлемого признака любого государства стали волновать юристов-теоретиков более чем четырёхсот лет назад. Именно тогда вышла на первый план необходимость разностороннего изучения суверенитета. С течением времени знания о суверенитете как неотъемлемом явлении, присущем каждому высокоразвитому государству расширялись и становились более совершенными.
Условно можно предположить, что суверенитет – это один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.
В число стран, которые признали и приняли суверенитет как необходимость, без которой дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности просто невозможно, входят такие как Россия, Великобритания, Венгрия и многие другие. Республика Беларусь не является исключением.
В первой главе данной работы будет рассмотрено понятие суверенитета в Республике Беларусь в целом с позиций видения различных правоведов, занимающихся данной тематикой, сущность суверенитета и его признаки в Республике Беларусь.
Демократическое государство, а именно такое как Республика Беларусь, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство, включая государственный, народный и национальный суверенитет. Обособленному изучению этих понятий будет посвящены вторая, третья и четвёртая главы данной работы.
Суверенитет является собирательным признаком государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Пятая глава работы посвящена проведению параллелей между этими видами суверенитета, и при этом нахождению грани, которая определяет различие изучаемых видов друг от друга.
При написании данной курсовой работы ставилась задача – детально изучить Конституцию РБ как важнейший нормативный правовой акт, закрепляющий основные положения о суверенитете страны и, как итог, сделать вывод о взаимосвязи трёх видов суверенитета.
Целью работы является проведение анализа понятия «суверенитета», выявление его особенностей, видов, всестороннее их изучение, детализация, характеристика каждого вида в отдельности и в их совокупности.
Объектом исследования данной курсовой работы является суверенитет Республики Беларусь как явление неоднозначное, многомерное.
Предмет - государственный, народный и национальный суверенитет как важнейшая составляющая демократического государства Республики Беларусь. Рассмотрение данных понятий с позиций различных правоведов.
При написании данной работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, монографии учёных-правоведов, а также учебные пособия белорусских и зарубежных авторов.
Тема, выбранная для исследования, является актуальной для современного общества. Доказательством этого является то, что мотивацией к проведению войн, которые вели многие государства, является именно борьба за суверенитет.
1. Понятие, сущность, виды суверенитета Республики Беларусь
Правовое содержание понятия "суверенитет" насчитывает более чем четырехсотлетнюю историю. Понятие "суверенитет" многомерно и может быть рассмотрено в трех аспектах: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".
Доктрину суверенитета ввел в политическую науку французский мыслитель Жан Боден в своей работе "Шесть книг о республике" (1576). Теория суверенитета формировалась совместно с идеей абсолютной монархии. Боден определил суверенитет как абсолютную и пожизненную власть в государстве, принадлежащую чаще всего монарху, или, в более редких случаях, аристократии или народу. Монарх дает подданным закон без их согласия, отделен от народа и отвечает лишь перед Богом. При этом по Бодену, власть передается народом монарху в форме дарения, которое не оговаривается никакими условиями. Следовательно, суверенный монарх - не уполномоченное народом лицо, реализующее свои полномочия путем участия в реализации естественных прав подданных. Боден в сформулированном им понятии суверенитета первый соединил внешнюю и внутреннюю стороны одного и того же явления - независимости государства в отношениях с иными государствами и верховенства государственной власти внутри страны, а также объединил в государственно-правовом понятии суверенитета все его признаки: абсолютность, неделимость, непрерывность во времени, независимость, неотчуждаемость. [18, с.490]
Термин «суверенитет» — (франц.) понимается в двух значениях: 1)верховенство, верховные права; 2)независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях [12, c.206]. По мнению Д.М.Демичева, слово суверенитет происходит от лат. suver – над, что означает «властелин» [9, с.113]. Как видно, данный термин многозначен, а само понятие может нести в себе различную смысловую нагрузку.
Становление суверенитета Республики Беларусь было тесно связано с распадом СССР [7]. Распад СССР был величайшей трагедией для его субъектов и народа в целом, которые неожиданно очутились в сложнейшей ситуации. Это был один из трудных вопросов каждой республики, входившей ранее в Союз ССР, т.е. в федерацию. Надо было решать все вопросы жизнеобеспечения своего населения, справедливо разделить общесоюзную собственность, обеспечить управление всеми экономическими, политическими и социально-культурными отраслями, обороной страны, внешнеполитической и экономической деятельностью, т. е. создать заново научно обоснованный, эффективный государственный аппарат, способный обеспечить внутренние и внешние формы проявления государственного суверенитета Беларуси; сформировать и разместить соответствующего рода войска, обеспечить охрану границы и целостность территории государства; иметь определённый материально-финансовый запас, валюту и другие ценности; создать свои посольства, консульства и представительства за рубежом и разрешить размещение подобных учреждений иностранных государств в Беларуси. Следовательно, поддержание государством надлежащего уровня своего суверенитета требует не только многообразия его политических действий, но и больших материально-финансовых затрат. Республика Беларусь успешно прошла период становления и функционирования реального государственного суверенитета.
Сегодняшний день ставит на карту новую проблему. В феврале 1997 г. был создан Союз Беларуси и России, закреплённый Договором между ними и Уставом этого Союза. На основе этих международно-правовых документов созданы и функционируют совместные государственные представительные и исполнительные органы. Имеется самостоятельный бюджет Союза Беларуси и России, гражданство Союза. Граждане Беларуси и России одновременно являются гражданами Союза Беларуси и России. В связи с этим им предоставлены дополнительные союзные права, свободы, а также на них возлагаются определённые обязанности. Союз Беларуси и России обладает международной правосубъективностью.
8 декабря 1999 г. в Москве был вновь заключён Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании союзного государства. Это новый прорыв в сближении дружеских, братских государств и народов, направленный на создание в недалёком будущем единого Союзного государства, более эффективного, экономического и социально-культурного развития Беларуси и России, резкого повышения уровня жизни их народов. Намечено сближение государств в области экономики, финансов, валюты, законодательства, обороны и безопасности, внешней политики, таможенных правил, гражданства, создания единого территориального пространства. В настоящее время нет полной ясности о модели будущего Союза государств: будет ли это федерация, конфедерация или иная форма содружества. Думаю, что это будет федеративный Союз с собственной широкой самостоятельностью, с сохранением реального суверенитета его субъектов.
Суверенитет Республики Беларусь впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета о государственном суверенитете Республики Беларусь 27 июля 1990г. В августе 1991г. произошло дальнейшее укрепление независимости Беларуси – был принят Закон «О придании статуса конституционного акта Декларации ВС БССР о государственном суверенитете БССР». Декларация содержала многие атрибуты суверенитета, в том числе самостоятельность государственной власти в границах территории Беларуси, провозглашала правомочность законов Республики Беларусь, независимость Республики Беларусь в международных отношениях и др. Положения Декларации практически полностью перекочевали в Конституцию РБ 1994г. [14, с.23-24]
По смыслу Конституции РБ (статьи 1,3,6,9,19,79,84) понятие суверенитета означает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной и судебной власти государства на своей территории, независимость в международных отношениях.
Суверенитет РБ закрепляется в следующих положениях:
суверенитет Беларуси распространяется на всю территорию;
РБ обеспечивает защиту своей независимости и территориальной целостности;
наше государство самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику;
РБ ставит целью сделать государство нейтральным;
территория Беларуси едина и неотчуждаема [12, с.219].
Признаки суверенитета условно можно разделить на экономические, политические, социальные, духовно-идеологические, правовые. В построении правового государства Конституция – основной правовой документ, являющийся гарантией суверенитета. Таким образом, можно выделить несколько специфических форм, принятых в основу развития Конституции РБ:
1)Территориальное верховенство и целостность территории. Согласно ст.9 Конституции РБ территория республики является единой и неделимой и не может быть изменена или использована без согласия самой Республики Беларусь. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Республикой Беларусь и смежными суверенными государствами путём заключения договоров, подлежащих ратификации.
2)Верховенство законов РБ на территории страны. Государство, все его органы и должностные лица могут осуществлять свою деятельность только в пределах Конституции и принятого в соответствии с ней законодательства (ст.7,8 Конституции РБ)
3)Наличие собственной республиканской экономической базы. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государственного назначения.
4)политические гарантии. Демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. При этом, согласно ст.4 Конституции идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
5)Наличие собственной избирательной системы, права проводить республиканские и местные референдумы:
- в них могут участвовать только граждане РБ;
- финансирование выборов и референдумов со стороны иностранных организаций и отдельных физических лиц иностранного государства запрещается.
6)Наличие института гражданства. Граждане РБ остаются гражданами РБ (по желанию), даже находясь за её пределами.
7)Собственный спектр прав и обязанностей. Права и обязанности граждан РБ закреплены в Конституции РБ и иных законодательных актах.
8)Дипломатические гарантии:
- наличие собственных дипломатических представительств, консульств;
- республиканское представительство Республики Беларусь в международных организациях;
Информация о работе Суверенитет: понятие, сущность, виды, их отграничение и взаимосвязь