Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 23:55, курсовая работа
Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе его формирования.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА 5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА 10
2.1. Теория естественного права 10
2. 2. Нормативизм 16
2.3. Социологическое направление 20
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА 23
3.1. Функции права 23
3.2. Принципы права 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
В противовес этим доктринам Кельзен делил государства на демократические и недемократические. По его учению, демократия не сводится к принятию решений и утверждению законов большинством голосов. Демократия предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства. "Движущим принципом всякой демократии в действительности служит не экономическая свобода либерализма, как иногда утверждали (ибо демократия может быть как либеральной, так и социалистической), а, скорее, духовная свобода..." В признании Кельзе-ном идеи социалистической демократии сказалась его близость к теоретикам ав-стромарксизма.
В своих работах по Международному праву Кельзен выдвинул проект установления мирового правопорядка на основе добровольного подчинения государств органам международной юрисдикции. Применяя общую схему своих рассуждений, он и другие нормативисты различали предписания международного права и его основную норму. В концепции проводилась мысль о том, что конституции государств необходимо привести в соответствие с демократическими принципами международного правопорядка.
Нормативное понимание права наиболее всего подходит для отражения инструментальной роли права.
Проанализировав нормативный подход, можно выделить следующие положительные черты:
1) Нормативный подход больше, чем какой – либо другой,
подчеркивает определяющее свойство права – его нормативность….
2) Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.
3)
Фиксированность средств
4) Противопоставление режиму произвола и беззаконию.
5)
Косвенная ориентация на
6)
Ориентация на подзаконное
7) Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.»
При включении 7 пункта в положительные качества, нормативного подхода к праву, следует иметь ввиду то что, государство должно выражать интересы общества, ориентируясь на такие ценности как справедливость, гуманизм, свобода и т.п.
Отрицательным же является в данном подходе к праву то что «проявляется игнорирование содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствуя их объективным потребностям общественного развития».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическое учение нормативизма построено на отождествлении государства и права. Нормативный подход к праву лучше всего служит в такие исторические периоды, которые отличаются стабильностью.
С.А. Муромцев, Е. Эрлих, Л. Дюги, Р. Паунд работали над развитием социологической концепции права.
Согласно социологической концепции, право как система общественных отношений определенно, конкретно, стабильно и защищено со стороны государства. Это и составляет его сущность. Право - «не равный масштаб, применяемый к неравным людям», а применение равного мерила, которое всегда дает неравный результат, индивидуализацию абстрактных норм в соответствии с конкретными жизненными ситуациями, всегда неодинаковыми и тем более нетождественными14. При таком подходе наличие норм и в текстах закона, и в правосознании вовсе не отрицается, однако нормы и их осознание есть масштаб права, но не само право. Ряд норм закона не применяется и не применялся на практике.
Право – это не нормы закона и не их осознание, так как ряд норм практически не осуществим из-за их абстрактности, а правосознание неопределенно относится к ним. Поэтому по социологическому подходу, право- это сложившийся в обществе правовой порядок, где государство не создает, а лишь «открывает» право, сложившееся и развивающееся в самом обществе.
Значительную роль в развитии социологического правоведения в XX в. сыграл американский юрист Роско Паунд.
Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи прагматизма — ведущего направления в философии США начала XX в. Краеугольный постулат философии прагматизма гласит: любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения, или пользы (отсюда и название доктрины). Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением "права в книгах" (т.е. права в законе; вообще в нормативных актах) и обратиться к анализу "права в действии". Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Противопоставление "права в книгах" и "права в действии" со временем стало лозунгом всей прагматистской юриспруденции в США.
Социологическая направленность концепции Паунда наиболее ярко проявилась в трактовке права как формы социального контроля. Согласно взглядам ученого право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. Такой подход ориентировал юридическую науку на изучение права в контексте социальных отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общественной жизни. Паунд подчеркивал, что юристу необходимо знать смежные научные дисциплины и уметь применять их методы при исследовании права. "Давайте посмотрим фактам человеческого поведения в лицо, — писал он в одной из своих программных работ. — Давайте обратимся к экономической теории, социологии, философии и перестанем считать, что юриспруденция является самодостаточной [наукой]".
История права, учил Паунд, неразрывно связана с историей других форм регламентации общественной жизни. Первоначально, в древности, механизмы социального контроля находились в нерасчлененном состоянии, и право не отделялось от религии и морали. Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов, по мнению Паунда, возрастает вместе с развитием государства начиная с XVI в. В современную эпоху, когда государство берет на себя бремя разрешения конфликтов индустриального общества, право становится важнейшим средством осуществления социального контроля. Как писал Паунд, "все остальные виды социального контроля сегодня действуют под надзором и в соответствии с требованиями права".
Паунд
выделяет в современном праве
три аспекта. Во-первых, право —
это правовой порядок или режим
регулирования социальных отношений
посредством систематического и
упорядоченного применения силы органами
государства. Во-вторых, правом называют
официальные источники, которые служат
руководством при вынесении судебных
и административных решений (в этом смысле
говорят, например, о праве штата Индиана).
В-третьих, право есть судебный и административный
процесс. Если свести эти определения
воедино, то, по словам Паунда, мы придем
к пониманию права как "высоко специализированной
формы социального контроля, осуществляемого
на основе властных предписаний в рамках
судебного и административного процесса".
Функция права - это основные направления воздействия права на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.15
Целевое назначение права позволяет выделить три функции права: регулятивную, охранительную и воспитательную.
Регулятивная
функция выражается в том, что
право регулирует общественные отношения
путем установления общих правил
поведения участников этих отношений.
Способы регулятивного
В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую.
Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих институтах, в правовых актах, в четко урегулированной форме те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.
Динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.
Важно иметь в виду что динамизм и статика права – это две стороны одного процесса – постоянной эволюции общества, в ходе которой возникают новые реальности в материальной и духовной жизни людей, изменяются способы производства и характер производственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы морали и нравственности. Все эти новшества находят свое выражение в правовых предписаниях, с течением времени становятся привычной основой жизни и в дальнейшем сами претерпевают изменения.
Охранительная функция права направлена на охрану и защиту регулируемых правовыми нормами общественных отношений, интересов, прав и свобод личности, социальных групп, предприятий, учреждений, государства в целом. Данная функция права реализуется путем:
а) установления запретов совершать деяния, противоречащие интересам государства, общества, личности;
б) закрепления санкций;
в) применения мер государственного принуждения за совершение правонарушений.
Так,
устанавливая санкции за кражу, разбой,
и т.п., государство предупреждает
о неблагоприятных
Право, как отмечено выше, воздействует не только на общественные отношения, но и на сознание, психику людей. Целевое направление этого воздействия носит воспитательный характер.
Воспитательная функция права направлена на формирование правового сознания, правовой культуры, правильное понимание права, получение гражданами достаточных знаний о законах и других нормативных актах.
Результатом воздействия воспитательной функции права является правомерное поведение гражданина, соблюдение им Конституции и законов. Эта функция способствует повышению политической и правовой активности граждан, сознательному их участию в выборах, референдуме, обсуждениях законопроектов и т.д. Воспитательная функция осуществляется путем информирования граждан о принятых нормативно-правовых актах, которые публикуются в специальных изданиях (например, "Собрании законодательства Российской Федерации"), газетах, издаются отдельными выпусками. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации:
«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.», законы подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные законы не должны применяться. Не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.16