Сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе его формирования.

Оглавление

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА 5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА 10
2.1. Теория естественного права 10
2. 2. Нормативизм 16
2.3. Социологическое направление 20
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА 23
3.1. Функции права 23
3.2. Принципы права 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Саше.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Содержание

 

Введение

     Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе его формирования. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи.  Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

         Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения.1

     История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.о Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:

         Сократ говорил, что справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

         Платон отстаивал немного иную точку зрения, говоря, что справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

         Аристотель отмечал, что право — это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».2

       Право – это один из важнейших  институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

     Не  только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.

     В законодательном закреплении нуждается  организация и деятельность государственного аппарата.

     Правовые  нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.3

     Правовые  нормы устанавливают юридическую  основу для взаимоотношений должностных  лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в  обществе, исключающего произвол государства.

     Юридически  оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный  регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные  нормы первобытного общества отходят  на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов.

     Тема  актуальна ввиду того, что познание природы права является одной из фундаментальных задач науки, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание. Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить полноценное представление о праве.

     Целью работы является изучение сущности права.

     В курсовой ставятся следующие задачи:

     - дать понятие сущности права;

     - рассмотреть основные концепции  сущности права;

     - изучить функции и принципы  права;

     - сделать выводы.

     В работе использовались труды Л.И Алексеева, С.С. Алексеева, О.Э. Лейста, Р.З. Лившица, В.С. Нерсесянца, П.А. Сорокина, Л.С. Явича.

 

     

     ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

     Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений:

     а) нормативность, поскольку право  состоит из правил поведения общего характера,

     б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

     Вопрос  о том, что есть право, в чем  его сущность, традиционно рассматривается  в теоретической юриспруденции  в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга - защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства.

     Многозначность  определений права, не утихающие  споры о его существе привели  некоторых исследователей к пессимистическому  выводу, что сущность права познать  нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще”.4

     Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных  общественных явлений.

     Существует  много различных определений  права.

     "Право  – это нормативная форма выражения  свободы, посредством принципа  формального равенства людей  в общественных отношениях".5

     "Право  – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая  общая мера свободы и равенства,  получающая посредством официального  выражения общеобязательную силу".6

     Право как юридическое явление выступает  прежде всего в виде определенной системы социальных норм поведения людей, т.е. правил, регулирующих отношения людей между собой: их поведение в обществе, в семье, во взаимоотношениях с органами государства, а также в предпринимательских и иных деловых отношений между людьми и организациями.

     К социальным нормам относятся и другие виды норм, поведения людей (обычай, нормы нравственности или морали, религиозные заповеди и обряды, деловые  обыкновения). Однако право занимает среди социальных норм особое место, обусловленное историческими условиями его возникновения и последующего развития.

     Право - это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование общественных отношений.

     Известно, что сущность любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.

     Сущность  права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу  и назначение в обществе.

     Сущность  права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально - культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.

     При рассмотрении сущности права важно  учитывать 2 аспекта:

     - то, что любое право - есть прежде всего регулятор (формальная сторона),

     - то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

     Можно выделить следующие подходы к  сущности права:

     - классовый, в рамках которого  право определяется как система  гарантированных государством юридических  норм, выражающих возведенную в  закон государственную волю экономически  господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса),

     - общесоциальный, в рамках которого  право рассматривается как выражение  компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).

     Наряду  с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

     Сущность  права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.7

     В отечественной юридической литературе сущность и содержательные свойства права часто не различались. Кроме того, до недавнего времени считалось бесспорным, что право в диалектико-материалистическом понимании есть возведенная в закон воля господствующего класса, что экономически господствующий класс, помимо конституирования государства, придает своей общей воле, обусловленной данным способом производства и формой общения, всеобщее выражение в виде государственной воли, что внешнее выражение этой воли, преобразованной уже в государственную, и есть закон, право. Этот марксистский постулат, являясь логическим продолжением одностороннего и, следовательно, искаженного понимания происхождения, природы и назначения государства, превращал право в средство классового господства, в инструмент навязывания своей воли одним классом другим.

     Соответственно под сущностью права следует понимать обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную в виде правовых норм.

     Содержание  права представляет собой состав всех его элементов, единство всех составных  частей. В этом содержании сущность права на новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а  в необходимо трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны (моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные свойства, именуемые содержательными.

     Как и многим другим социальным масштабам поведения, в содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.

     «Государственное  происхождение» права не свидетельствует о его несовместимости с естественными, вытекающими из самой человеческой природы правами и свободами личности. Конституция Российской Федерации 1993 года признала не только не отчуждаемость основных, в том числе естественных прав и свобод личности, но и включила общепризнанные принципы и нормы международного права в национальную, российскую систему права в качестве ее составной части.

Информация о работе Сущность права