Сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе его формирования.

Оглавление

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА 5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ПРАВА 10
2.1. Теория естественного права 10
2. 2. Нормативизм 16
2.3. Социологическое направление 20
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА 23
3.1. Функции права 23
3.2. Принципы права 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Саше.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, содержание права состоит  в системе формально - определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.

 

      ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОНИМАНИЯ  СУЩНОСТИ ПРАВА

     2.1. Теория естественного  права

 

 

     Теория  естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

     Естественно - правовая теория сформировалась в  период буржуазных революции XVII- XVIII вв. и была направлена против феодальных представлений о праве и государстве. Представителями школы естественного  права являются Г. Гроции, Ж. - Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев.

     Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки тянутся к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на земные порядки, формы устройства общественной жизни людей. Они появились  еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ. Согласно ним все правила и установления, действующие в отношениях между людьми, восходят к сверхчеловеческому, божественному источнику и должны быть земным воплощением естественного (т.е. божественного) порядка справедливости. Например, у древних греков выражение такого порядка воплощено в богине справедливости Фемиде (образ которой и сегодня символизирует право). Исследования представлений о праве в Древней Греции развивались в целом в русле поисков объективных основ полиса.

     Так философ Гераклит, рассматривал полис  и его законы как отражение  космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу. Справедливость состоит в том, чтобы следовать  божественному порядку. К концепции  Гераклита восходят те естественно-правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума, подлежащую выражению в позитивном законе. У Демокрита в развернутом виде встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к "природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости. В дальнейшем многие философы четко противопоставляют искусственному закону полиса право по природе как разумное начало. Причем некоторые, например, Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право состоит в господстве сильных над слабыми. Другие, например, Алкидам обосновывали идею естественного равенства и свободы всех людей (включая и рабов). Они утверждали, что у всех людей естественные потребности, неравенство же проистекает из человеческих законов.

     Сократ  и Платон искали в полисных законах  объективные, т.е. разумные, идеальные, божественные начала. Так, Сократ считал, что мерой соответствия закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о нравственно-прекрасном). Согласно Платону, справедливость предполагает "надлежащую меру, определенное равенство", – пропорциональное и количественное. Эти положения были развиты Аристотелем в его учении о двух видах права: естественном и волеустановленном (позитивном). По Аристотелю, естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания его положений, т.е. объективно существует. Аристотель трактовал право как политическую справедливость, а справедливость как норму естественного права. Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.

     Понимание права и государства в рамках естественно-правовой доктрины характерно и для древнеримской юриспруденции, которая опиралась на древнегреческие учения.  Поскольку первоначально право понималось как божественное явление, то и впоследствии, после появления светского права, – собственно юриспруденции, принцип правовой справедливости, т.е. "искусство добра и эквивалента" (равенства) понимался как божественное, изначально данное, а потому правильное.  У всех выдающихся римских юристов: Цицерона, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестиана присутствовал единый естественно-правовой подход к закону (позитивному праву) и государству, которое являлось частью правопорядка, причем его соответствие требованиям права носило не просто обязательный, а сакрально-императивный характер, закон понимался как "общая клятва республики", общий обет государства.

     В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции, а римское право было исходным пунктом их деятельности.  С X-XI вв. в результате синтеза римского и  местного, обычного права появляется концепция, в основе которой лежит разработанная римскими юристами идея правовой справедливости, согласно которой несправедливая норма может быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью. 

     У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.).  В  ее представлениях, в случае конфликта между правовой справедливостью и позитивным правом, его разрешение принадлежит законодательной власти, при этом судья должен придерживаться положительных норм закона. Глоссаторы внесли значительный вклад в разработку позитивного права, отработку его системной логики.

     Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в XIII-XV вв. трактовала естественное право как вечное, разумное начало, выводимое из природы вещей  и соответствие его критериям  необходимо для признания норм закона (позитивного права).

     С XVI в. в юриспруденции главенствует гуманистическое направление, представители  которого сосредотачивают внимание на согласовании норм римского права  с новыми историческими условиями.  Право для них – прежде всего позитивное право, хотя они не отрицали полностью нормы естественной справедливости.

     Подобный  подход к праву был развит Т. Гоббсом, который считал, что "правовая сила закона состоит только в том, что  он является приказом суверена"8.  Под законом он понимал все действующее, позитивное право.  Такое понимание права в дальнейшем взяли на вооружение представители различных направлений юридического позитивизма.

     Гуго  Гроций источником естественного права  считал саму разумную природу человека как социального существа, которому "присуще стремление к ... руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".9  Причем неизменное естественное право не зависит от бога, а волеустановленное право делится Гроцием на божественное (закон Божий, выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах).

     Дж. Локк в XVII в. утверждал, что естественный закон "требует мира и безопасности для всего человечества". Но в  естественном состоянии нет достаточных  гарантий соблюдения естественного  закона, поэтому необходимо общественное согласие, которое ведет к общественному договору об учреждении государства, причем "великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства"10 является обеспечение естественного права каждого на жизнь, свободу и собственность.

     Таким образом эта теория основывается на рассмотрении права как формы  общественного сознания. Поэтому  закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное  правосознание), и право – это не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. 

     Историческое  развитие человечества знает целые  эпохи и отдельные государства, когда существования права обходилось без законов и без текстов. При существовавшей тогда системе прецедентов источником права было профессиональное правосознание,  обычное право опиралось более всего на массовую правовую психологию (например, в Греции и Риме).

     И в современном обществе отдельные  слова закона вообще не воспринимаются практикой либо меняются по смыслу. Отсюда -  различие (противопоставление) «духа и буквы закона», требующее  особых приемов толкования текстов  законов, а также аналогии права и аналогии закона, когда дело решается на основе профессионального правосознания.

     Из  этого следует, что право по своей  природе  идеологично. Оно содержится в общественном сознании и является одной из его форм, выраженной в  нормативных, оценочных понятиях, а также в  системе представлений о правах и обязанностях, о правомерном и неправомерном, о дозволенном и запрещенном, о санкциях, привилегиях или льготах. Сильная сторона этой концепции в том, что она  объединяет право и нравственность, право и справедливость. А слабая – в том, что общественное правосознание  неоднородно. То есть, помимо горизонтальных слоев (научное, официальное, профессиональное правосознание) в каждом из которых свое представление о праве, оно имеет и вертикальные срезы по классам и другим социальным группам, придерживающимся порой противоположных представлений о правомерном и неправомерном.

     Идеи  и основные положения естественного  права нашли свое отражение в  конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст. 17, п. 2).11

     Тем самым подчеркивается, что они  “не даруются и не устанавливаются  “свыше” каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.

     Можно сделать вывод, что естественно-правовой подход понимает право как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное право, которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному" праву.

 

     

     2. 2. Нормативизм

     Политическое  и правовое учение нормативизма своими корнями восходит к юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.

     Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен.

     В конце XIX – начале XX вв. позитивистский подход доминировал в школе аналитической  юриспруденции.  Видное место в  ней занимает "чистое учение о  праве" Г. Кельзена.  Под "чистым правом" Кельзен имел в виду науку о позитивном праве, об официальных установлениях государства, без использования методов других наук – психологии, социологии, этики, политической теории.  В отличие от  них, опирающихся на причинно-следственное объяснение действительности, правоведение по Кельзену – это нормативная наука с нормативными, т.е. формально-логическими методами, опирающимися на долженствование, т.е. по сути законоведение.  Согласно его нормативизму "всякое государство и есть правовое государство".  "С точки зрения последовательного правового позитивизма право, как и государство не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок человеческого поведения … ."12.

     При этом он отвергает понятие правового  государства, "которое отвечает требованиям демократии и правовой безопасности", поскольку это, – "предрассудок, основанный на теории естественного права".  Под правопорядком он понимает позитивное право с любым произвольным содержанием.  Такой нормативизм является юридическим оформлением авторитаризма и деспотизма. 

     Право должно заниматься не социальными предпосылками  или нравственными основаниями  правовых установлений, какдоказывают  приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

     Нормативизм существенно отличался от предшествующих концепций формально-догматической  юриспруденции. Кельзен модифицировал  юридический позитивизм, включив  в него теоретические конструкции, выдвинутые представителями социологического правоведения. В теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. "Применение права есть также и создание права", - писал он. В этой части его доктрины методы юридического позитивизма сочетались с принципами функционального подхода к исследованию нормативных систем.13

     Государство как организация принуждения  идентично правопорядку, считал родоначальник  нормативизма. Аргументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, в том числе авторитарное, является государством правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии XX в.

Информация о работе Сущность права