Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 19:51, контрольная работа
задачи:
- установление сущности понятия федерация
- аналитическая оценка существующих на сегодняшний день федераций
- анализ и обобщение материалов полученных из заданных источников.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, формирование и устройство федеративных государств…..5
1.1. Понятие и признаки федеративных государств……………………………5
1.2. Образование федераций……………………………………………………..8
1.3. Особенности разграничения компетенции в федеративных государствах мира……………………………………………………………………………….13
Глава 2. Правовое регулирование государственных образований в федеративных государствах…………………………………………………….19
2.1. Субъекты федерации………………………………………………………..19
2.2. Особенности регионального управления в федеративных государствах...........................................................................................................23
2.3. Вопросы сецессии субъектов………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Федеративное
государство образуется:
1)
в результате договора между
независимыми субъектами о
2)
путем присоединения к
3)
в результате повышения
4)
путем эволюции конфедерации
в федеративное государство с
превращением прежде
Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).
По
особенностям конституционно-правового
статуса субъектов
В зарубежной литературе различаются также интеграционные и деволюционные федерации. В первых при сохранении особенностей составных частей высока степень централизации, во вторых преобладает тенденция все большего учета специфики различных субъектов федерации, в связи, с чем положение отдельных субъектов может быть не совсем одинаковым. В отечественной литературе первая группа обычно называется централизованными федерациями (к ней относится большинство федераций, основанных на автономии), вторая — относительно децентрализованными федерациями (к ней относится и часть федераций, основанных на автономии). Это различие определяется не столько путем анализа конституционных документов, сколько практической политикой, реальным положением дел6.
В науке и конституционной практике используются три различных подхода к структуре федерации: национально-территориальный, территориальный и комплексно-территориальный. В «чистом» виде ни один из них не применяется, всегда используются несколько факторов, следовательно, имеются элементы комплексного подхода. Речь в данном случае идет о том, какому из факторов придается решающее, доминирующее значение. Подавляющее большинство федераций в зарубежных странах построено по территориальному признаку. Национальный момент не учитывался, а зачастую и не мог быть учтен. Германия, Мексика, Бразилия, ОАЭ, США, Швейцария построены по территориальному признаку. При создании некоторых из них учитывались исторические, а иногда экономические или географические факторы.
В
марксистско-ленинской концепции федерализма
доминирует национально-территориальный
принцип создания федерации. Это значит,
что субъекты федераций должны создаваться
по национальному признаку, на территориях,
где компактно проживает та или иная этническая
группа (в марксистской теории говорится
обычно о нациях). Составное слагаемое
этого принципа — «территориальный» —
было направлено против «ревизионистов»,
предлагавших культурно-национальную
автономию, о которой говорилось выше.
Национально-территориальный принцип
был положен в основу прежней югославской
федерации, которая распалась в 1991 г., Чехо-Словакии,
прекратившей свое существование с 1 января
1993 г. в связи с разделением на два государства:
Чехию и Словакию. Распался Советский
Союз, построенный по национально-территориальному
принципу. Использование этого принципа
без учета реальной обстановки в ряде
случаев породило сепаратизм, чем воспользовалась
этнократия. Однако это не значит, что
данный принцип не может быть применен
в соответствующих условиях. В 1993 г. небольшая
Бельгия была преобразована в федерацию
по национально(этно)-
В настоящее время в науке и конституционной практике предпочтение чаще всего отдается комплексно-территориальному подходу. Он предполагает, что может быть учтен национальный фактор, как в Бельгии, но наряду с этим используются и все другие факторы: исторические, экономические, географические и иные, как в Индии, Пакистане, Малайзии8.
Также,
от федерации необходимо отличать унитарные
государства с элементами политической
автономии, децентрализованное государство,
иные виды образований, использующих принципы
федерализма. К таким образованиям относятся:
конфедерация, отличающаяся от федерации
более высокой степенью концентрации
власти не на уровне центрального правительства,
а на уровне составляющих федерацию частей.
В федерации составляющие ее части отказываются
от собственного суверенитета по ряду
вопросов (международные отношения, оборона
и др.); в конфедерации государства-члены
сохраняют большую независимость и делегируют
значительно меньше власти центральным
органам управления.
1.3. Особенности разграничения компетенции в федеративных государствах мира
Необходимость
разграничения предметов
Для
разграничения компетенции
- дуалистического федерализма
- кооперативного федерализма
Первый исключает, а последний обязательно предполагает совместные полномочия.
Классифицировать
способы разграничения
Сами способы также могут быть сведены к 5 способам разграничения:
Наряду
с рассмотренными пятью основными
способами размежевания компетенции
в некоторых конституциях федераций
применяются и другие способы. Так,
в Австрии разделены вопросы, относящиеся
к компетенции законодательной и исполнительной
власти федерации и ее субъектов. Конституция
этой страны содержит также понятие «основы
законодательства». Их устанавливает
федерация, а субъекты (земли) в соответствии
с этим издают местные законы. Оригинальный
способ размежевания компетенции применен
конституцией Бразилии 1988 г. Она предусматривает
размежевание предметов ведения при участии
не только федерации и штатов, как это
принято в других государствах, но и федерального
округа и муниципий (в последнем случае
— административно-
Формы участия субъектов федерации в решении общегосударственных вопросов. Существует множество таких способов. К их числу относятся:
1) осуществление совместной компетенции федерации и ее субъектов. По вопросам совместной компетенции могут быть изданы и законы федерации, и законы ее субъектов, но в данной сфере отношений превалирует федеральный закон, действует он, а не закон субъекта федерации;
2) создание особой палаты в парламенте, обычно называемой сенатом и рассматриваемой как орган специфического представительства субъектов (установлено представительство в данную палату от субъектов в равном или неравном количестве). Федеральный закон не может быть принят без согласия этой палаты. Он принимается без ее согласия, только если нижняя палата преодолеет отказ верхней палаты (ее вето) квалифицированным большинством голосов;
3) автоматическое включение по должности должностных лиц субъектов федерации в общефедеральные органы;
4) периодически созываемые совещания премьер-министра федерации и премьер-министров ее субъектов; результаты таких совещаний иногда оформляются федеральным законом, иногда, хотя это сделать и не удается, они используются в практической деятельности исполнительных органов;
5) совещания президента и глав исполнительной власти субъектов;
6) совещания руководителей одноименных министерств (департаментов) федерации и ее субъектов, которые во многом формируют политику в данной отрасли экономики, управления. Такого рода совещания направлены также на координацию практических действий10.
При разграничении полномочий всегда какие-то из них остаются неназванными, поэтому конституции практически всегда содержат оговорку по поводу того кому принадлежат остаточные полномочия.
Для осуществления исключительных полномочий федерации на территории субъектов создаются территориальные федеральные органы – делегатуры (отделы, управления) тех министерств, которые занимаются вопросами общефедерального значения (внутренних дел, юстиции, труда и т.д.)
Вышеприведенные модели демонстрируют основные варианты распределения предметов ведения и компетенции между федерацией и ее субъектами в конституциях зарубежных государств, не исчерпывая, разумеется, всего существующего многообразия. Регулированию этих вопросов в конституционном законодательстве отдельных стран присущи свои детали и особенности.
Итак,
в данном разделе были рассмотрены
наиболее характерные отличительные
черты федераций, способы формирования
а также основы разделения компетенции
между федерацией и её субъектами, что
позволяет сформировать представление
о сущности и роли федераций как таковых.
Глава 2. Правовое регулирование государственных образований в федеративных государствах
2.1. Субъекты федерации
Федерацию
составляют государственные образования
(штаты — в США, Индии, Эфиопии; провинции
— в Канаде, Пакистане; земли — в Австрии,
Германии; кантоны — в Швейцарии; эмираты
— в ОАЭ), которые имеют статус субъектов
федерации с собственным административно-
Информация о работе Способы и принципы образования зарубежных федераций