Состав, структура, полномочия судов общей юрисдикции основного звена

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 04:32, контрольная работа

Краткое описание

Основой осуществления правосудия в точном соответствии с законом является разработанная и постоянно совершенствуемая система законодательства. Эффективность соблюдения указанного требования находится в прямой связи с полнотой и точностью законодательных формулировок, исключающих их различное понимание и толкование.

Оглавление

1. Введение

2. Состав, структура и полномочия мировых судов

3. Состав, структура и полномочия районных (городских) судов

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.р. по правоохр. органам.doc1.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


 

Содержание:

 

 

1.      Введение

2.      Состав, структура и полномочия мировых судов

3.      Состав, структура и полномочия районных (городских) судов

4.      Заключение

5.      Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Введение.

Согласно законодательству о судоустройстве правосудие в Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законом[1]. Обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные законы составляет первое требование, предъявляемое к судье[2]. Эти установления федеральных законов прямо вытекают из конституционных положений о том, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы[3]. Прямо к судьям обращено указание Конституции РФ подчиняться только Конституции РФ и федеральному закону[4].

Обязанность осуществления правосудия в точном соответствии с законом не исчерпывается безусловным соблюдением процессуального законодательства. При рассмотрении и разрешении судебных дел суд применяет нормы материального права. Он должен делать это в строгом соответствии с их смыслом и назначением: правильно квалифицировать деяния подсудимых, назначать им справедливое наказание, законно разрешать споры о праве гражданском. Условием правильного применения норм материального права является неукоснительное соблюдение процессуальных правил.

Основой осуществления правосудия в точном соответствии с законом является разработанная и постоянно совершенствуемая система законодательства. Эффективность соблюдения указанного требования находится в прямой связи с полнотой и точностью законодательных формулировок, исключающих их различное понимание и толкование.

2.      Состав, структура и полномочия мировых судов

Необходимо отметить, что к судам общей юрисдикции основного звена относятся как районные (городские) суды и мировые суды, так и гарнизонные военные суды.

Рассмотрим  сначала мировые суды.

Мировой суд - это первичное (низшее) звено судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной, процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Как упоминалось, история мировых судов России берет свое начало с Учреждений судебных установлений (на современном языке - закона о судоустройстве) 1864г. В настоящее время институт мировых судей возрождается. Цель их реанимации - обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение (а, следовательно, и ускорение) процедуры судебного разбирательства несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту. Хочется надеяться, что исторический опыт не пройдет бесследно и мировой суд станет "не только местом отправления доступного народу правосудия, но и школой порядочности и уважения к человеческому достоинству".

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации", УПК и ГПК. Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется в том, что в соответствии с перечисленными законами они, наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации, отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды - это суды субъектов РФ.

Мировой судья - это низшее должностное лицо судебной системы назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Закон о мировых судьях определил только временные рамки этого срока. Первый раз - на срок не более чем на пять лет, при повторном и последующих назначениях (избраниях) не менее чем на пять лет [5].

По Закону мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ[6].

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых, как и общее число мировых судей, в   субъекте РФ определено федеральным законом с учетом предложений законодательных (представительных) органов субъектов РФ, согласованных с Верховным Судом РФ.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным законом. Судебное разбирательство по делам об административных правонарушениях может устанавливаться также законами субъектов РФ. Судебные акты мировых судей, вступившие в силу, а равно их законные требования и другие обращения обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, общественных объединений, должностных лиц и т.д. и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Мировые судьи, являясь судьями субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации".

Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда.

В соответствии с законом на мировых судей возлагаются обязанности, единые для всех судей России: осуществлять правосудие, точно и неукоснительно соблюдая требования Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, материальных и процессуальных законов; не допускать в своей судебной деятельности и вне ее поступков, несовместимых с высоким званием представителя судебной власти; не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, равно как и не проводить в своей деятельности установки этих партий; не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой и т.д. Основной задачей мировых судов было и остается достижение примирения, решение любых споров «миром».

 

3.      Состав, структура и полномочия районных (городских) судов

Теперь рассмотрим районные (городские) суды. Районный (городской) суд является основным звеном системы федеральных судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей административно-территориальной единицы субъекта РФ[7]. Он может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ. Районные (городские) суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные, межмуниципальные (все на правах районных) суды. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). В настоящее время количество районных судов в стране исчисляется тысячами, они рассматривают абсолютное большинство дел. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с федеральным законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции - среднего звена, мировых судей или арбитражных судов и т.д.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения - залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий - обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказа взыскателю и т.д.). Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные (городские) суды - суды основного звена.

Решение об образовании районного (городского) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.

Состав и структура районного (городского) суда. Районный (городской) суд состоит из федеральных судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел, но оптимальные нормы загруженности судей, к сожалению, еще не выработаны. В каждом районном (городском) суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда, но в большинстве районных (городских) судов работают несколько судей (иногда до десяти и более).

Внутреннее устройство — структура районного (городского) суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним .

 

Структура районного суда как государственного учреждения

1. Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой аппарата суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.

2. Федеральные судьи- лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

3. Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по отправлению правосудия и состоит из:

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания, секретарей суда и архивариуса;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных (городских) судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 65 лет.

Назначение кандидатов на должности судей, председателя, заместителя председателя районного (городского) суда производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Удостоверение судьи районного (городского) суда подписывается Президентом РФ и выдается в порядке, им установленном - председателем вышестоящего суда, полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе.

При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии. Основным полномочием суда данного уровня является осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях.

Полномочия районных (городских) судов. Рассмотрение дел в районном (городском) суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально (в случаях, предусмотренных федеральным законом). Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного (городского) суда единолично.

Им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, независимо от суммы иска, других критериев (за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК - подсудные военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду). Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика или месту нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданских дел районным (городским) судам в последнем десятилетии значительно расширилась. Они разбирают до 98% от 5 миллионов гражданских дел, ежегодно рассматриваемых всеми судами общей юрисдикции. Кроме традиционных гражданских споров (в том числе споров, возникающих из семейных, жилищных, трудовых, земельных правоотношений), районным (городским) судам подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела по жалобам на действия (бездействие) и решения, нарушающие права и свободы граждан, дела особого производства.

Информация о работе Состав, структура, полномочия судов общей юрисдикции основного звена