Соотношение закона и подзаконного нормативного акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Современное время отмечается тем, что возрастает потребность в регулировании разных сторон общества. В настоящее время в России принимается огромное количество нормативных правовых актов. Например, с начала 1990 года, федеральным законодательным органом Российской Федерации принято больше, тысячи законов. Это говорит о том, что необходимо теоретически изучать законы, выявить их роли в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Alina.docx

— 68.86 Кб (Скачать)

Таким образом, только для одного вида подзаконных нормативных правовых актов может закрепляться соотношение с законом формулой "не должны противоречить закону" или для нескольких, если органы их издающие занимают равное положение в системе властных органов. Это принципиальное положение будет весьма важным при сравнении взаимоотношений федерального закона и указа, с одной стороны, федерального закона и актов Центробанка.

Законы субъектов Российской Федерации также "не могут противоречить федеральному закону", однако к группе подзаконных нормативных правовых актов они не относятся по определению.

Формула "не должны противоречить закону" создает нормативную основу для реализации принципа непротиворечивости законодательства, которая характеризуется требованием исключения противоречий в тексте актов нижестоящего уровня, в данном случае исключения противоречий в тексте подзаконных нормативных правовых актов.

В соответствии с иерархическим принципом построения системы нормативных правовых актов Российской Федерации каждый нормативный правовой акт не может содержать нормативных предписаний, противоречащих нормативным предписаниям акта большей юридической силы. Обнаруженные в тексте подзаконного нормативного правового акта противоречия с законом являются грубым нарушением законности, за которое следует привлекать к   юридической ответственности тех  лиц, которые виновны в этих нарушениях. Такие нарушения приводят к разрыву установленных в Конституции РФ и других законах иерархических связей.

Нарушение требований непротиворечивости подзаконного нормативного правового акта закону приводит к изменению либо разрушению всей правовой системы Российской Федерации и тогда право перестает быть единым, целостным и эффективным регулятором общественных отношений.

Иерархическая связь между нормативными правовыми актами выражается в том, что нормативные правовые акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих нормам вышестоящих актов. В свою очередь, каждый последующий в структурной иерархии нормативный правовой акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду ниже его. Нормативный акт, нарушающий иерархическую связь и содержащий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит применению в конкретных правоотношениях.

Таким образом, иерархическая связь, выраженная посредством нормативного определения соотношений между законом и подзаконным нормативным правовым актом, имеет основополагающее значение не только для построения системы нормативных правовых актов Российской Федерации, но и для формирования всех уровней правовой системы Российской Федерации.

О том, что в рассмотрении соответствия одного акта другому вышестоящему главный акцент делается на содержательной стороне, неоднократно указывалось различными учеными. Так, Ю.А. Тихомиров "соответствие всех правовых актов Конституции" определяет как "совершение действий и принятие правовых актов на основе идей конституционализма, отраженных в федеральной Конституции".24 Ю.П. Лифшиц, давая определение "конституционному нормативному акту" считает, что "это акт, который по содержанию соответствует Конституции и органическим законам, международным правовым договорам, текущим законам (для подзаконных актов), а также принят, опубликован и введен в действие в соответствии с установленной в Конституции процедурой управомоченным на то субъектом нормотворчества в пределах конституционно закрепленной за ним компетенции согласно принципа разделения властей."

Итак, формула "должны соответствовать закону" предполагает что подзаконный нормативный правовой акт может быть издан после введения в действие соответствующего закона, в противном случае провести соответствие будет затруднительным, сравнивать один акт в отсутствие другого будет абсурдным, а проводить сравнение, к примеру, тематического подзаконного нормативного правового акта с целым видом законов (совокупностью законов) будет нелогичным и бессмысленным.

Подзаконные нормативные правовые акты, которые должны соответствовать  закону, будут иметь меньшую зависимость от закона в сравнении с теми актами, издающиеся на основании и во исполнение закона. Данная зависимость будет выражаться главным образом в иерархической подчиненности подзаконного нормативного правового акта закону, необходимости его принятия после введения в действие соответствующего закона,  в отсутствии содержательных расхождений в подзаконном нормативном правовом акте с законом.

Предметная сфера подзаконных нормативных правовых актов, для которых соотношение с законом установлено на основе формулы "должны соответствовать закону" определена не четко. В ней сохраняется возможность свободного усмотрения сфер предметного регулирования отношений подзаконными нормативными правовыми актами, но строго в рамках закрепленной за органами компетенции или наличия соответствующих договоренностей.

После принятия конкретного федерального закона в нем может устанавливаться иное, частное соотношение с подзаконным нормативным правовым актом, к примеру, на основе рассматриваемой формулы "должны соответствовать федеральному закону" или "в соответствии с федеральным законом". Например, в части 4 статьи 1 Налогового Кодекса Российской Федерации25 закреплено следующее соотношение между данным Кодексом и всеми остальными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации: "Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом". Закрепленное в Налоговом Кодексе Российской Федерации соотношение конкретного федерального закона со всеми остальными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по вопросам налогообложения ничуть не противоречит закрепленному в статье 76 части 5 соотношению федеральных законов с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подводя предварительный итог рассмотренным формулировкам, закрепляющим нормативное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта, необходимо отметить, что, исходя из их смысла, нормы подзаконных нормативных правовых актов должны быть последовательно согласованы с нормами законов, не должны содержать каких-либо расхождений с ними. Только единая, которая  лишена противоречий, система действующих норм права может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.

 

 

 

Заключение

 

В вопросе определения оптимального соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта очень важно учитывать, во-первых, определение степени иерархической зависимости и подчиненности подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону, во-вторых, определение оснований издания подзаконных нормативных правовых актов и рамок их принятия, в-третьих, установление предметных сфер регулирования соотносимых актов. Каждый из трех аспектов проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта не может существовать сам по себе, не может быть изолирован один от другого, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляется необходимым, чтобы все эти аспекты находили четкое и однозначно сформулированное нормативное закрепление.

В целом ряде случаев соотношение определенного вида подзаконных нормативных правовых актов с законом опосредуется нормативным правовыми актами, занимающими между ними промежуточное положение.

В установлении нормативного соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта важно также чтобы не нарушалось иерархическое строение системы нормативных правовых актов Российской Федерации. Каждый последующий за федеральным законом иерархический уровень может занимать только один вид нормативных правовых актов определенного властного органа, а не два вида актов органов различных уровней.

В содержании подзаконных нормативных правовых актов учитываются конкретные условия регулирования тех или иных общественных отношений. Раскрываются эти условия во многом благодаря использованию различных форм развития и конкретизации положений закона в подзаконных нормативных правовых актах. Эти формы направлены главным образом на формулирование предметных связей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами, которые имеют многоступенчатый характер.

Как показывает практика, в некоторых случаях между законом и подзаконным нормативным правовым актом могут устанавливаться не только связи нисходящего типа (от закона к подзаконному нормативному правовому акту), но и связи восходящего типа ( от подзаконного нормативного правового акта к закону.

Практика издания нормативных указов Президента Российской Федерации по любому вопросу в отсутствие закона не находит нормативно закрепленного подтверждения в Конституции Российской Федерации. Представляется более логичным в современных условиях российского варианта разделения властей соотношение актов Правительства Российской Федерации с актами большей юридической силы изложить в следующей редакции: "Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Акты Правительства Российской Федерации не должны противоречить нормативным указам Президента Российской Федерации".

В соотношении федеральных законов с актами иных ведомств Российской Федерации (Центрального Банка, Центральной избирательной комиссии и Генеральной прокуратуры) устанавливаются специфические варианты взаимоотношений обеих групп актов. Эти варианты расширяют наши представления о юридических средствах формирования взаимосвязей нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, оптимальное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта содержит требование последовательного согласования норм подзаконных нормативных правовых актов с нормами законов, отсутствия каких-либо расхождений и противоречий с нормами законов. Только единая, лишенная противоречий система действующих нормативных правовых актов может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.

 

Библиографический список

 

Нормативные акты и официальные документы

        1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»  (дата обращения: 10.04.2014).
        2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2 - ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.04.2014).
        3. Федеральный закон Российской Федерации от 05.07.2004 № 190-ФЗ "О нормативных правовых актах Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.04.2014).
        4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1)» от 31.07.1998 №146 – ФЗ (ред. От 28.12.13). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.04.2014).

Научные, учебные, справочные издания

        1. Алексеев С.С. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005.- 405с.
        2. Бошно С.В. Обратная сила закона: общие правила и пределы допустимости. - М.: Юрист, 2008. – 236с.
        3. История государства и права зарубежных стран: учеб.-метод. пособие /   К.И. Батыр [и др.] - М.: Проспект, 2010. – 512с.
        4. История России с древнейших времен до нашего времени: учебник / ред. Сахаров А.Н.- М.: Проспект, 2010. – 368с.
        5. История России 1945-2008г.: учебник / ред. А.А. Данилов.- М.: Проспект, 2013.- 313с.
        6. Коркунов Н.М. Указ и закон: монография. - СПб.: Типография Стасюлевича, 1894. – 624с.
        7. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. - М.: РИО РТА, 2013. – 226с.
        8. Общая теория государства и права. Академ. курс: в 2 т. – Т. 1: Теория государства / под ред. М. Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2011. – 329с.
        9. Общая теория права и государства /  ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2012. – 536с.
        10. Теория государства и права: учеб.-метод. пособие / А. В. Малько [и др.]. - М.: НОРМА, 2009. – 370с.

Материалы периодической печати

        1. Кирин В.А. К вопросу о соотношении общесоюзного и республиканского законодательства // Советское государство и право. – Серия: Юридические науки.- 1963. -№ 8.- 160с.
        2. Кодан С.В. Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблемом основании закона.// Муниципальная экономика и управление.- Серия : Юридические науки. - 2005. - №9. – 182с.
        3. Пиголкин А.С. О соотношении законов и указов Президента в Российской Федерации. // Вестник межпарламентской ассамблеи: сб. науч. тр. – СПб, 1995. – 212 с.
        4. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система// Журнал российского права. – Серия: Юридические науки. - 1998. - № 7. – 56с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История России 1945-2008г.: учебник / ред. А.А. Данилов.- М.: Проспект, 2013.- С.145.

2 История государства и права зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / К.И. Батыр [и др.] - М.: Проспект, 2010. - С. 67.

3 Алексеев С.С. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005.- С. 201.

4 Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.04.2014).

5 Общая теория государства и права. Академ. курс: в 2 т. – Т. 1: Теория государства / под ред. М. Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2011. – С. 74.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 09.12.1998 №159-ФЗ "О федеральном бюджете Российской Федерации на 1999 год" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.04.2014).

 

 

7 Теория государства и права: учеб.-метод. пособие / А. В. Малько [и др.]. - М.: НОРМА, 2009. - С. 145.

8 Алексеев С.С. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005.- С. 214.

9 Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.04.2014).

10 Общая теория права и государства / ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2012. - С. 141.

11 История России с древнейших времен до нашего времени: учебник / ред. Сахаров А.Н.- М.: Проспект, 2010. - С. 267.

12 Кодан С.В. Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблемом основании закона.// Муниципальная экономика и управление.- Серия : Юридические науки. - 2005. - №9. - С. 114.

13 Коркунов Н.М. Указ и закон: монография. - СПб.: Типография Стасюлевича, 1894. - С. 341.

14 Кирин В.А. К вопросу о соотношении общесоюзного и республиканского законодательства // Советское государство и право. – Серия: Юридические науки.- 1963. -№ 8.- С.111.

15 Там же. С.113.

Информация о работе Соотношение закона и подзаконного нормативного акта