Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:38, курсовая работа
Актуальность. Современное время отмечается тем, что возрастает потребность в регулировании разных сторон общества. В настоящее время в России принимается огромное количество нормативных правовых актов. Например, с начала 1990 года, федеральным законодательным органом Российской Федерации принято больше, тысячи законов. Это говорит о том, что необходимо теоретически изучать законы, выявить их роли в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.
- специального действия (это те акты, действующие только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о беженцах и вынужденных переселенцах и другие).
По сфере действия, законы можно подразделить на:
- общие - это те законы, которые действуют на территории всей России (например, все кодексы Российской Федерации);
- местные - это такие законы, которые действуют на определенной части территории России, (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним законах).
Так же, в качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, которые принимаются в порядке референдума. Данные законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только и только референдумом, но такого рода законы принимаются очень редко, постольку, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных затрат.7
Подзаконные нормативные акты - это официальные акты, которые принимаются различными органами государства во исполнение законов и в соответствии с ними; содержат общие правила, которые конкретизируют первичные нормы законов.
Подзаконные нормативные
акты обладают меньшей
По своему содержанию подзаконные акты, есть как акты различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения подзаконные нормативные акты подразделяются на: общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
1.Общие подзаконные акты. Это нормативные правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории данной страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты стают за законами. С помощью подзаконных актов, производится государственное управление обществом, контролируются экономические, социальные и другие вопросы жизни общества.
К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от Президента страны или главы правительства. Например, статья 90 Конституции РФ гласит, « Президент РФ издает указы и распоряжения»9. В зависимости от формы государственного правления нормативные правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяется конституцией страны или специальными конституциональными законами. Они контролируют самые разнообразные стороны общественной жизни, которые связанны с государственным управлением.
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимающиеся, на ровне с указами президента и призваны в необходимых случаях регулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т.д.
2.Местные подзаконные акты. Это нормативные правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории.10
Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3.Ведомственные нормативные
правовые акты (приказы, инструкции).
В ряде стран определенные
структурные подразделения
4.Внутриорганизационные
подзаконные акты. Это такие нормативные
правовые акты, которые издаются
различными организациями для
регламентации своих
Система нормативных правовых актов современных государств не одинакова. Объясняется это - особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и иными факторами. Но все же, большинство нормативных правовых систем строятся по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности жизни общества и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии (согласия), противоречия между подзаконными актами в современном государстве решает закон, который обладает высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативных правовых актов различна, но степень обязательности норм, которые содержатся в них, абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это положение составляет базу функционирования правового государства.
И последнее, в нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную роль. В правовом государстве своим действием закон охватывает все основные стороны жизни общества, он есть гарант коренных интересов, прав и свобод личности.
Глава 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СООТНОШЕНИЯ ЗАКОНА И ПОДЗАКОННОГО НОРМАТИВНОГО АКТА
В юридической науке в различные периоды проводились отдельные исследования по вопросу соотношения конкретных видов актов с законом, но в них отсутствовал как общий подход к анализу вопроса, так и однородное понимание соотношения закона и подзаконного нормативного акта.
Отдельные попытки разграничить на практике предметные сферы закона и других актов проводились еще в дореволюционной России. Например, в 1810г. Манифест об учреждении Государственного Совета,11 в нем был закреплен перечень вопросов, управление которых осуществлялось в форме закона. Это: « 1) Все предметы, которые требовали нового закона, устава или учреждения. 2) Предметы внутреннего управления, которые требовали отмены ограничения или дополнения прежних положений. 3) Дела, которые требовали в законах, уставах или учреждениях изъяснения истинного их смысла. 4) Меры и распоряжения общие, которые приемлемы к успешнейшему исполнению существующих законов, уставов и учреждений. 5) Общие внутренние меры в чрезвычайных случаях приемлемые. 6) Объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры, когда по усмотрению обстоятельств могут они подлежать предварительному общему соображению. 7) Ежегодные сметы общегосударственных приходов и расходов, способы их уравнения, назначение новых издержек, в течение года встретиться могущих, и чрезвычайные финансовые меры».12
Вместе с тем в Манифесте была осуществлена попытка нормативного закрепления и таких вопросов, которые имели предельно четкие границы и обозначения (объявление войны и мира государственный бюджет, чрезвычайные меры и т.д.).
Представления русских ученых-юристов о соотношении закона и других актов исходили из необходимости проведения демократических преобразований, которые могли бы уравнять соотношение различных видов актов друг с другом. Н.М. Коркунов в работе "Указ и закон"13 основываясь на западноевропейской модели разделения властей в государстве, ставил соотношение закона с высочайшими указами в зависимость от распределения компетенции между законодательной и исполнительной властью. Несмотря на то, что теория разделения властей получила закрепление в российской практике почти через сто лет после опубликования его исследования, тем не менее, эта работа Коркунова и целый ряд других работ российских дореволюционных юристов оказали положительное влияние на установление между актами Российской Империи различных вариантов взаимосвязи.
Те принципы федерализма, которые были заложены в основу советского государства, ставили перед юридической наукой и практикой задачу выработки точного соотношения между законодательством Союза и республик. Рассматривая соотношение общесоюзного и республиканского законодательства на примере уголовного законодательства, В.А. Кирин отмечал, что "оно зависит от соотношения прав, принадлежащих Союзу и республикам, от соотношения компетенции республик в области законодательства".14
В данной работе В.А. Кирин не дает какого-либо определения понятия "соотношение законодательства", но исходя из рассматриваемых им видов компетенции обоих уровней государственных органов (исключительной и совместной), рассмотрения им главным образом содержательной стороны соотношения законодательства Союза и республик,15 можно сделать вывод, что в соотношении законодательства им учитывались главным образом предметные связи (предметный аспект), т.е. разграничение вопросов, по принятию нормативных актов между центральными и республиканскими органами государственной власти.
В целом, понимание соотношения закона и подзаконного нормативного акта в советское время исходило на практике главным образом из того, что ни один закон не мог действовать без целой системы конкретизирующих и развивающих его подзаконных нормативных актов.
После того как ввели должность Президента РФ проблемы соотношения издаваемых им указов с иными актами, в особенности с законами Российской Федерации (в последующем - с федеральными законами), приобрели достаточно острую актуальность.
В 1995 году была опубликована работа А.С. Пиголкина,16 в которой на примере соотношения закона и нормативного указа Президента Российской Федерации были предложены несколько подходов к анализу проблемы предметного соотношения закона и конкретного подзаконного нормативного правового акта. В 1999 году в совместной монографии В.О. Лучина и А.В. Мазурова на большом фактологическом материале была дана общая характеристика проблемы соотношения нормативных указов Президента Российской Федерации, с другими нормативными правовыми актами, в том числе с законами.17
Однако, как и в предшествующий
период, единообразной трактовки
рассматриваемого вопроса и
Необходимо отметить, что сама конструкция соотношения закона и различных видов актов в том или ином значении зачастую используется не только в научных исследованиях, но и в действующем законодательстве. Например, статья 180 Бюджетного Кодекса Российской Федерации имеет следующее название: "Соотношение закона о бюджете и других законов, решений. Содержание статьи свидетельствует о том, что как таковое соотношение закона о бюджете с другими законами и иными видами нормативных правовых актов в ней фактически не отражено. Эта статья, является, скорее всего, примером неудачной попытки установки соотношения федерального закона с другими видами нормативных правовых актов.
Таким образом, стабильное понимание соотношения закона с подзаконными нормативными правовыми актами имеет большое значение не только в науке общей теории права, но и в юридической практике.
В данном параграфе мы рассмотрим только три аспекта соотношения законов и подзаконных нормативных актов, которые являются, по нашему мнению, основными исходя из предмета настоящего исследования .
Первый - это определение степени зависимости подзаконного нормативного правового акта от закона. Здесь, в рассмотрении данного аспекта, важно определить точное местоположение каждого вида подзаконных актов в иерархии нормативных правовых актов, определить, насколько удален или, наоборот, приближен к закону тот или иной подзаконный нормативный правовой акт, какие акты занимают промежуточное положение и опосредуют соотношение данного вида актов с законом. В ходе перечисления признаков высшей юридической силы закона в первой главе данной курсовой было установлено, что в соответствии с Конституцией РФ все виды нормативных правовых актов по юридической силе подчинены Конституции и федеральному закону.
Таким образом, рассмотрение данного аспекта показывает соотношение актов по юридической силе, показывает степень зависимости подзаконного нормативного правового акта от закона.
Информация о работе Соотношение закона и подзаконного нормативного акта