Соотношение закона и подзаконного нормативного акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Современное время отмечается тем, что возрастает потребность в регулировании разных сторон общества. В настоящее время в России принимается огромное количество нормативных правовых актов. Например, с начала 1990 года, федеральным законодательным органом Российской Федерации принято больше, тысячи законов. Это говорит о том, что необходимо теоретически изучать законы, выявить их роли в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Alina.docx

— 68.86 Кб (Скачать)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ»

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

курсовая работа

 

на тему:

Соотношение закона и подзаконного нормативного акта

Выполнила: студентка 133 группы 1 курса юридического факультета очной формы обучения Латыпова Алина Руслановна (специальность «Юриспруденция», набор 2013 года)

 

Руководитель: профессор кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, доцент Федосеев Владимир Иванович

 

 

 

Нормоконтролер кафедры ___________________

                                                   (требованиям к оформлению

              ___________________________________________________________

                 соответствует, не соответствует , дата ,подпись нормоконтролера)

К защите__________________________________

                                     (допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)

 

Дата защиты:______________________________

 

Оценка___________________________________

 

 

Самара 2014

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Современное время отмечается тем, что возрастает потребность в регулировании разных сторон общества. В настоящее время в России принимается огромное количество нормативных правовых актов. Например, с начала 1990 года, федеральным законодательным органом Российской Федерации принято больше, тысячи законов. Это говорит о том, что необходимо теоретически изучать законы, выявить их роли в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.

За последнее время потерпела изменение структура органов государства: 24 апреля 1991 года была введена должность Президента РФ.1 С вступления на должность он начал  использовать активно  свои правотворческие полномочия. Президентом принимается большое число нормативных указов, но Конституция РФ  довольно не четко разграничила полномочия между Президентом РФ и Федеральным Собранием, по этой причине вырастает проблема  взаимоотношений между федеральным законом и нормативным указом Президента.

Кроме того, активно занимаются правотворческой деятельностью и органы исполнительной власти. И встают на первое место проблемы взаимосвязи принимаемых ими подзаконных нормативных актов с законами. 

Не только органы исполнительной власти, но и органы государственной власти субъектов РФ принимают свои нормативные правовые акты. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ принимают свои уставы (для субъектов РФ) и свои Конституции (республики), а также и законы. Органы исполнительной власти субъектов РФ издают подзаконные нормативные акты. Количество нормативных актов субъектов РФ в общей совокупности всех нормативных правовых актов РФ существенно увеличилась. А по каким- то отдельным направлениям даже стали доминировать.

Особую же актуальность представляет установление отличий и сходства федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

Степень изученности. Изучению соотношения законов и  подзаконных нормативных правовых актов  в юридической и научной литературе уделялось мало внимания. Но все - таки  эта тема затрагивается в работах таких ученых как: А.В. Мазурова, Н.В. Витрука, В.Б. Исакова, Т.Н. Радько, Т.В. Кашаниной, М.Н. Коркунова, И.В. Котелевской,  А.С. Пиголкина, и так далее.

Но,  по проблеме соотношения закона и нормативных правовых актов в нашей стане не проводилось  теоретических  всесторонних  исследований.

Объектом курсовой работы является система законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Предметом курсовой работы являются взаимоотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в процессе регулирования общественных отношений в Российской Федерации.

Целью данной работы является попытка дать  анализ соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта.

Задачи в соответствии с поставленной целью вытекают следующие:

- провести исследование  и уточнение понятий закона  и подзаконного нормативного  правового акта;

- сформулировать проблему  соотношения закона и подзаконного  нормативного правового акта  в Российской Федерации, проанализировать  различные аспекты этого соотношения;

-   дать обоснование  формам развития и конкретизации  положений законов в подзаконных  нормативных правовых актах;

Методы при написании работы использовались такие как: диалектико-материалистический метод познания социально-правовых явлений, а также системно-структурный и сравнительно-правовой методы познания. 

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из Введения, двух глав, раскрывающих тему курсовой работы, каждая из глав состоит из двух параграфов (всего 4 параграфа), Заключения и Списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1.Понятие, признаки  и классификация законов

 

Для того чтобы успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное, письменное выражение и закрепление.

Известен с древних времен, как источник права,  закон. В Древней Индии,  уже во 2 веке до нашей эры существовал «Закон Ману»,2  повседневная жизнь индейцев подчинялась правилам, которые были прописаны в этом законе.

 Закон как источник права, до сих пор, на протяжении большого количества времени, привлекает к себе внимание многих исследователей. Предпринимались попытки для изучения его природы, признаков, видов, характера и социальной роли.

Вместе с появлением государства появилась и необходимость создания законов, которые регулируют  наиболее важные стороны общественных отношений и подкреплялись силой государственного принуждения.

Главный и основной  нормативный  акт современного государства -  это закон. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: закон - это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства  в особом законодательном порядке, который обладает высшей юридической силой и который регулирует наиболее важные общественные отношения с точки зрения потребностей и  интересов  жителей страны.

  Закон вместе с  обществом и государством находится  в постоянном формировании и  развитии, он дополняется и изменяется, вырабатываются и формируются  различные взгляды о нем и  о его отдельных характеристиках  и чертах. В силу этого вносятся  изменения и во взглядах на  него, существуют весьма противоречивые  определения закона и неоднозначные о нем суждения.3

 За многое время  выработалось определенное представление  о данном явлении. Но вместе  с тем, это не означает, что  о законе известно все, и современным  исследователям и ученым в  данной области не осталось  поле для деятельности.

Из данного выше определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативного правового акта, который обладает высшей юридической силой:

- законы принимаются высшими  представительными (законодательными) органами государства или самим народом  на референдуме;

-   законы регулируют наиболее важные, существенные вопросы общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов человека;

-     законы принимаются в особом законодательном порядке, который носит название законодательного процесса, это не присуще подзаконным нормативным правовым актам. Принятие закона включает в себя 4 обязательных этапа: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его обнародование (опубликование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

-   закон обладает верховенством в правовой системе Российской Федерации;

По отношению к другим правовым актам законы являются актами высшей юридической силы. При этом сами законы в зависимости от юридической силы также делятся на виды. Классификация законов Российской Федерации в порядке убывания в зависимости от юридической силы выглядит так:

1)Конституция

2)Федеральные конституционные законы

3)Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

1. Основной закон страны - Конституция РФ. Конституции принимают  и субъекты РФ - республики, остальные  субъекты принимают уставы.

Конституция носит учредительный характер, то есть устанавливает основы регулирования общественного строя, общественных отношений и основы государственного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

 Конституция закрепляет  иерархию нормативных правовых  актов, их подчиненность, юридическую силу того или другого акта.

 Так же, Конституция  занимает главное место в иерархии  системы законодательства. Акты  государства не могут противоречить  Конституции РФ.

2. Федеральные конституционные законы занимают следующее место в иерархии системы законодательства после Конституции РФ.  Для конституционных законов характерны следующие черты:

  - они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в тексте Конституции РФ;

 - обладают высокой стабильностью и сфера действия шире, чем у других законов;

 - регулируют основополагающие, устойчивые общественные отношения, которые достигли определенной степени зрелости;

-  обладают  более высокой юридической силой по сравнению с текущими законами;

 -  имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных законов принимаются только прямо перечисленные в тексте Конституции РФ;

-  принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вета Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания).

3.Федеральные законы подразделяются на две группы: 
- кодифицированные законы (основы законодательства, кодексы);

- текущее законодательство;

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, так как они есть  основополагающие акты в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и не кодифицированного закона действуют предписания кодекса, если – другое,  заранее, специально не оговорено.

4.Законы субъектов федерации - это те законы, которые  распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы, которые касаются соотношения между собой различных видов законов, оговорены в статье  76 Конституции РФ.4 Особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно коротко определить следующим правилом: «при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации».5

Помимо этой базовой классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на: 
- постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченное долгое действие во времени, тот момент, когда закон прекратит свое действие, заранее не известен);

-  временные (они действуют ограниченный период времени, срок, когда истекает действие закона указан в самом тексте этого акта. Например, Федеральный Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете Российской Федерации на 1999 год».6

- чрезвычайные (они рассчитаны на регулирование непредвиденных ситуаций.  Заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия в отношении этих актов. Например, «законодательство о чрезвычайных ситуациях» вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на:

-федеральные

-субъектов федерации.

Законы по кругу лиц можно подразделить на:

- общего действия (это акты, действующие на всех лиц, которые находятся на территории данного государства, например, Конституция РФ, кодексы Российской Федерации  и другие);

Информация о работе Соотношение закона и подзаконного нормативного акта