Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:38, курсовая работа
Актуальность. Современное время отмечается тем, что возрастает потребность в регулировании разных сторон общества. В настоящее время в России принимается огромное количество нормативных правовых актов. Например, с начала 1990 года, федеральным законодательным органом Российской Федерации принято больше, тысячи законов. Это говорит о том, что необходимо теоретически изучать законы, выявить их роли в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ»
курсовая работа
на тему:
Соотношение закона и подзаконного нормативного акта
Выполнила: студентка 133 группы 1 курса юридического факультета очной формы обучения Латыпова Алина Руслановна (специальность «Юриспруденция», набор 2013 года)
______________________________
соответствует, не соответствует , дата ,подпись нормоконтролера)
(допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)
Дата защиты:_______________________
Оценка________________________
Самара 2014
Оглавление
Введение
Актуальность. Современное время отмечается тем, что возрастает потребность в регулировании разных сторон общества. В настоящее время в России принимается огромное количество нормативных правовых актов. Например, с начала 1990 года, федеральным законодательным органом Российской Федерации принято больше, тысячи законов. Это говорит о том, что необходимо теоретически изучать законы, выявить их роли в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.
За последнее время потерпела изменение структура органов государства: 24 апреля 1991 года была введена должность Президента РФ.1 С вступления на должность он начал использовать активно свои правотворческие полномочия. Президентом принимается большое число нормативных указов, но Конституция РФ довольно не четко разграничила полномочия между Президентом РФ и Федеральным Собранием, по этой причине вырастает проблема взаимоотношений между федеральным законом и нормативным указом Президента.
Кроме того, активно занимаются правотворческой деятельностью и органы исполнительной власти. И встают на первое место проблемы взаимосвязи принимаемых ими подзаконных нормативных актов с законами.
Не только органы исполнительной власти, но и органы государственной власти субъектов РФ принимают свои нормативные правовые акты. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ принимают свои уставы (для субъектов РФ) и свои Конституции (республики), а также и законы. Органы исполнительной власти субъектов РФ издают подзаконные нормативные акты. Количество нормативных актов субъектов РФ в общей совокупности всех нормативных правовых актов РФ существенно увеличилась. А по каким- то отдельным направлениям даже стали доминировать.
Особую же актуальность представляет установление отличий и сходства федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов РФ.
Степень изученности. Изучению соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актов в юридической и научной литературе уделялось мало внимания. Но все - таки эта тема затрагивается в работах таких ученых как: А.В. Мазурова, Н.В. Витрука, В.Б. Исакова, Т.Н. Радько, Т.В. Кашаниной, М.Н. Коркунова, И.В. Котелевской, А.С. Пиголкина, и так далее.
Но, по проблеме соотношения закона и нормативных правовых актов в нашей стане не проводилось теоретических всесторонних исследований.
Объектом курсовой работы является система законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются взаимоотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в процессе регулирования общественных отношений в Российской Федерации.
Целью данной работы является попытка дать анализ соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта.
Задачи в соответствии с поставленной целью вытекают следующие:
- провести исследование и уточнение понятий закона и подзаконного нормативного правового акта;
- сформулировать проблему
соотношения закона и
- дать обоснование
формам развития и
Методы при написании работы использовались такие как: диалектико-материалистический метод познания социально-правовых явлений, а также системно-структурный и сравнительно-правовой методы познания.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из Введения, двух глав, раскрывающих тему курсовой работы, каждая из глав состоит из двух параграфов (всего 4 параграфа), Заключения и Списка использованной литературы.
Глава 1. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Для того чтобы успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное, письменное выражение и закрепление.
Известен с древних времен, как источник права, закон. В Древней Индии, уже во 2 веке до нашей эры существовал «Закон Ману»,2 повседневная жизнь индейцев подчинялась правилам, которые были прописаны в этом законе.
Закон как источник права, до сих пор, на протяжении большого количества времени, привлекает к себе внимание многих исследователей. Предпринимались попытки для изучения его природы, признаков, видов, характера и социальной роли.
Вместе с появлением государства появилась и необходимость создания законов, которые регулируют наиболее важные стороны общественных отношений и подкреплялись силой государственного принуждения.
Главный и основной нормативный акт современного государства - это закон. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: закон - это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, который обладает высшей юридической силой и который регулирует наиболее важные общественные отношения с точки зрения потребностей и интересов жителей страны.
Закон вместе с
обществом и государством
За многое время
выработалось определенное
Из данного выше определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативного правового акта, который обладает высшей юридической силой:
- законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства или самим народом на референдуме;
- законы регулируют наиболее важные, существенные вопросы общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов человека;
- законы принимаются в особом законодательном порядке, который носит название законодательного процесса, это не присуще подзаконным нормативным правовым актам. Принятие закона включает в себя 4 обязательных этапа: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его обнародование (опубликование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;
- закон обладает верховенством в правовой системе Российской Федерации;
По отношению к другим правовым актам законы являются актами высшей юридической силы. При этом сами законы в зависимости от юридической силы также делятся на виды. Классификация законов Российской Федерации в порядке убывания в зависимости от юридической силы выглядит так:
1)Конституция
2)Федеральные конституционные законы
3)Федеральные законы
4) Законы субъектов федерации.
1. Основной закон страны - Конституция РФ. Конституции принимают и субъекты РФ - республики, остальные субъекты принимают уставы.
Конституция носит учредительный характер, то есть устанавливает основы регулирования общественного строя, общественных отношений и основы государственного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.
Конституция закрепляет иерархию нормативных правовых актов, их подчиненность, юридическую силу того или другого акта.
Так же, Конституция
занимает главное место в
2. Федеральные конституционные законы занимают следующее место в иерархии системы законодательства после Конституции РФ. Для конституционных законов характерны следующие черты:
- они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в тексте Конституции РФ;
- обладают высокой стабильностью и сфера действия шире, чем у других законов;
- регулируют основополагающие, устойчивые общественные отношения, которые достигли определенной степени зрелости;
- обладают более высокой юридической силой по сравнению с текущими законами;
- имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных законов принимаются только прямо перечисленные в тексте Конституции РФ;
- принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вета Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания).
3.Федеральные законы подразделяются
на две группы:
- кодифицированные законы (основы законодательства,
кодексы);
- текущее законодательство;
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, так как они есть основополагающие акты в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и не кодифицированного закона действуют предписания кодекса, если – другое, заранее, специально не оговорено.
4.Законы субъектов федерации - это те законы, которые распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы, которые касаются соотношения между собой различных видов законов, оговорены в статье 76 Конституции РФ.4 Особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно коротко определить следующим правилом: «при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации».5
Помимо этой базовой классификации
все законы в зависимости от времени действия
можно подразделить на:
- постоянные (действуют вплоть до момента
отмены, рассчитаны на неограниченное
долгое действие во времени, тот момент,
когда закон прекратит свое действие,
заранее не известен);
- временные (они действуют ограниченный период времени, срок, когда истекает действие закона указан в самом тексте этого акта. Например, Федеральный Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете Российской Федерации на 1999 год».6
- чрезвычайные (они рассчитаны на регулирование непредвиденных ситуаций. Заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия в отношении этих актов. Например, «законодательство о чрезвычайных ситуациях» вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).
По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на:
-федеральные
-субъектов федерации.
Законы по кругу лиц можно подразделить на:
- общего действия (это акты, действующие на всех лиц, которые находятся на территории данного государства, например, Конституция РФ, кодексы Российской Федерации и другие);
Информация о работе Соотношение закона и подзаконного нормативного акта