Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа
Свобода – одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различны аспекты свободы – экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. Соответственно выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок, определений. Каждый видит в свободе то, что желает увидеть, но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.
Введение. Соотношение свободы и права……………………………….….2 – 3
I. Предпосылки происхождения права………………………………….…...3 – 6
II. Понятие и сущность права…………………………………………….…6 – 21
2.1. Основные признаки права………………………………………...……8 – 14
2.2. Сущность права…………………………………………………….….14 – 15
2.3. Принципы права………………………………………………….……15 – 18
2.4. Социальная ценность и основные функции права………………......18 – 21
III. Правовой статус личности……………………………………….….....21 – 22
3.1. Виды и принципы правового статуса личности………………….….22 – 26
IV. Признаки прав человека………………………………………….……26 – 27
V. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Конституции Российской Федерации…………………………………………………….27 – 30
VI. Гарантии прав и свобод человека……………………………………..30 – 34
VII. Правовая свобода личности в гражданском обществе……………...34 – 38
Заключение………………………………………………………….……………38
Примечания………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………...40
Очень образно о праве высказался Л. Фридман: «Право – слово для ежедневного употребления, часть разговорного словаря. Но оно имеет большое количество значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых как время»3.
В современной отечественной и зарубежной литературе нет единого определения понятия «права», так же как нет единого к нему подхода, но на основе признания общесоциальной сущности права сформулировано следующее определение.
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Признаки ( свойства
) права характеризуют его как
специфическую систему
Свойством нормативности обладают не только право, но и другие регуляторы общественных отношений, в качестве которых выступают обычаи, мораль, традиции и др. Однако нормативность права в силу обусловленности государством имеет особый, государственно властный характер.
Нормы права – это «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.
Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.
Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы.
Таким образом нормативный характер права предопределяется потребностью общества в создании и поддержании строгого определенного порядка в различных сферах его жизни, потребность достижения и сохранения в обществе социального компромисса и согласия, а также повседневной правотворческой деятельностью государства.
Основу права
Первый элемент – естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшей частью естественного права – права человека - возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.
Второй элемент
– позитивное право – законодательство
и иные источники юридических
норм, в которых получают официальное
государственное признание
Третий элемент
– субъективное право – индивидуальные
возможности, возникающие на основе
норм позитивного права и
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей.
3. Формализованностъ. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т. п.). Издревле правовые предписания выбивались на стенах храмов, на гранитных столбах, многократно зачитывались на площадях.
Нормы права — это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур (правотворческий процесс). Процедурным (процессуальным) аспектам в правоведении придается огромное значение.
Неопубликованный закон применению не подлежит. Норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.
4. Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения. При этом закон должен быть кратким.
Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на «среднего» американца, немца, россиянина.
Точность, конкретность,
однозначность нормы
5. Императивный и государственно-волевой характер права. Право независимо от того, как оно понимается и как оно в том или ином обществе представляется, всегда имеет императивный, т.е. предполагающий безусловное исполнение содержащихся в нем требований, характер.
Кроме того, право всегда носит государственно-волевой характер. Это выражается в том, что оно постоянно выражает государственную волю как свою основу, которая, в свою очередь, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.
В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.
Правовые нормы
всегда устанавливаются или
Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон некую согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрирования воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство — не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.
6. Общедоступность и общеобязательность права. Указанные признаки права являются одними из важных, поскольку их значение обусловлены объективной необходимостью довести до сведения населения содержания и требований обращенных к нему нормативных правовых актов и иных источников права, а с другой – необходимостью их строгого и неуклонного соблюдения, использования и исполнения в целях установления и поддержания в обществе правопорядка.
Общедоступность права означает не только широкую возможность каждого члена общества своевременно получать всю необходимую информацию об издаваемых или принятых юридических актах, но и понимать суть требований и иных положений, составляющих их содержание.
Общеобязательность права означает необходимость строгого и неукоснительного выполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами и общественными организациями требований, содержащихся в нормах права.
7. Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением, своеобразным «легализованным насилием». В случае нарушения правовых норм, добровольного неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные
санкции.
Таким образом, государство
контролирует соблюдение права ластиками
правоотношений, пресекает правонарушения,
привлекает нарушителей к юридической
ответственности. Особое значение здесь
придается судебным органам, разрешающим
правовые конфликты и гарантирующим каждому
защиту его нарушенных прав и свобод.
Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому представляет особую ценность.
Вопрос о сущности права – это один из главных, наиболее важных в учении о праве, т.к. сущность права многоаспектна.
Этому вопросу посвящено много книг, научных статей и публикаций, поскольку помимо своей научной значимости вопрос о сущности права имел всегда большое политическое значение, так как в условиях идеологической борьбы он являлся одним из предметов принципиального политического спора между представителями социалистической юридической науки и так называемой буржуазной.
Сущность означает совокупность наиболее глубоких, устойчивых свойств предмета, определяющих его происхождение, характер и направление развития. Предметом дискуссии и были как раз причины возникновения права, его определение, роль в обществе, качественные признаки и т.п., так как для одних право – это инструмент справедливости и свободы, средство защиты человека от власти, достояние человеческой культуры и разума, для других – классовый регулятор общественных отношений и только.
Но главным результатом всех споров и исследований стал вывод о том, что государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования.
Право «построено» на «трех китах». Это нравственность, государство, экономика.
«Право возникает на базе нравственности; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, поскольку это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность»4.
Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление.
Специфика права
состоит в том, что в центре
его находится отдельный
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.