Соотношение свободы личности и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Свобода – одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различны аспекты свободы – экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. Соответственно выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок, определений. Каждый видит в свободе то, что желает увидеть, но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.

Оглавление

Введение. Соотношение свободы и права……………………………….….2 – 3
I. Предпосылки происхождения права………………………………….…...3 – 6
II. Понятие и сущность права…………………………………………….…6 – 21
2.1. Основные признаки права………………………………………...……8 – 14
2.2. Сущность права…………………………………………………….….14 – 15
2.3. Принципы права………………………………………………….……15 – 18
2.4. Социальная ценность и основные функции права………………......18 – 21
III. Правовой статус личности……………………………………….….....21 – 22
3.1. Виды и принципы правового статуса личности………………….….22 – 26
IV. Признаки прав человека………………………………………….……26 – 27
V. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Конституции Российской Федерации…………………………………………………….27 – 30
VI. Гарантии прав и свобод человека……………………………………..30 – 34
VII. Правовая свобода личности в гражданском обществе……………...34 – 38
Заключение………………………………………………………….……………38
Примечания………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 76.10 Кб (Скачать)

         Содержание.

Введение. Соотношение свободы и права……………………………….….2 – 3

I. Предпосылки происхождения права………………………………….…...3 – 6

II. Понятие и сущность права…………………………………………….…6 – 21

2.1. Основные  признаки права………………………………………...……8 – 14

2.2. Сущность  права…………………………………………………….….14 – 15

2.3. Принципы  права………………………………………………….……15 – 18

2.4. Социальная  ценность и основные функции  права………………......18 – 21

III. Правовой статус личности……………………………………….….....21 – 22

3.1. Виды  и принципы правового статуса  личности………………….….22 – 26

IV. Признаки прав человека………………………………………….……26 – 27

V. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Конституции Российской Федерации…………………………………………………….27 – 30

VI. Гарантии прав и свобод человека……………………………………..30 – 34

VII. Правовая свобода личности в гражданском обществе……………...34 – 38

Заключение………………………………………………………….……………38

Примечания………………………………………………………………………39

Список  использованной литературы…………………………………………...40 
 
 
 
 
 

         Введение.  Соотношение свободы и права.  

Свобода – одно из наиболее емких, сложных  и многогранных понятий. Существуют различны аспекты свободы – экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. Соответственно выдвинуто  и множество всевозможных ее  концепций, трактовок, определений. Каждый видит в свободе то, что желает увидеть, но есть и объективные основания  свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.

         Как можно «измерить» свободу, ее уровень, рамки, пределы? В чем заключаются ее критерии и способы выражения? Можно ли ее дозировать, распределять, закреплять и передавать в личное пользование? Такой инструментарий  имеется – это право, законы, юридические нормы, а также нравственные основы и самоконтроль.

         Свобода  требует  «деликатного» обращения, иначе  она легко переходит в свою противоположность, именно поэтому  свобода «на законных основаниях», ограничивается, усекается, то есть  вводится  в конструктивное русло.

         Свобода как определенное социальное состояние общества, как  познанная и освоенная необходимость  находит свое выражение в праве, в котором она практически  материализуется, приобретая конкретные, осязаемые формы, принципы, институты.

         По характеру права  в данном конкретном обществе, его  развитости, совершенности всегда можно  судить о сущности и широте той  свободы, которую юридически признает и допускает государственная  власть.

         Право служит официальным  мерилом действующий свободы, ее нормой, указателем границ должного и  возможного, и вместе с тем оно  является гарантией осуществления  этой свободы, средством ее охраны и защиты.

         Выступая законной шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень  развития общества.  В этом смысле оно является мерой прогресса, мерой свободы как продукта развития, а также мерой социальной ответственности.

         Гегель в своей  работе «Философия права» рассматривал право как «царство осуществленной свободы, реальное ее бытие». «Свобода бывает там, - писал он, - где господствует закон, а не произвол» 1

         Широко известны кантовские положения о праве  как сфере свободы. Законы – «положительные, ясные всеобщие нормы, в которых  свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола  отдельного индивида существование»2.

         Как мы видим, основной смысл юридической свободы –  оградить индивида от внешнего произвола, как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан и в этом заключается основная ценность и полезность права для личности.

         В праве свобода  получает необходимую опору, а личность – возможность удовлетворения своего интереса. Без права свобода могла  бы остаться нереализованной и незащищенной.   Именно в этом качестве право   необходимо человеку, а не в качестве инструмента властвования и принуждения.  

           

    1. Предпосылки происхождения права.

         Право настолько  уникальный, сложный и общественно  необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования  интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает, как со стороны  ученых, так и со стороны обычного человека (индивида).

         По мере развития общества и государства у людей  менялось и представление о праве. Появилось множество правовых идей, теорий, суждений, однако изначальные основы, хотя и в «модернизированном» виде сохранились.

        Изучение процесса происхождения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития, четче определить все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества, его политической системе.

        Среди теоретиков права  никогда не было раньше и в настоящее время нет единства взглядов на происхождение государства и права.

        Еще в Древнем  Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. На рубеже XII — XIII веков в Западной Европе была развита теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, поскольку непозволительно церкви самой использовать меч, а второй — они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела.

        Согласно этой теории государь наделяется церковью правом повелевать людьми,  при этом он является слугой церкви.

        Примерно в тот  же период  развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского (1226 — 1274), который утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира.

        Согласно учению Ф. Аквинского, сам "божественный разум", управляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

         Но как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

        Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что по мере развития общества государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, а право - на смену обычаям.

         Как нам известно из курса  истории с разделением труда, отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд, в связи с чем военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя, а производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.

        В обществе сначала  наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получить достаточно продукта, стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей.

        Таким образом общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

        Пока не было имущественного разделения населения и социального неравенства, общество вполне могло обходиться и обходилось обычаями, опиравшимися на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.

        Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах — регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.

  1. Понятие и сущность права.
 

         Какой смысл вкладывается в термин и понятие  «право»? Что  же понимается под «правом»?

         Отвечая на эти вопросы  следует иметь в виду, что право, как и государство, принадлежит  к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

         Право имеет глубокие корни в культуре, как в мировой, так и национальной духовной истории  народа.

         Еще римские юристы, пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом, оно употребляется про меньшей мере в двух смыслах.

         Во-первых, означает то, что «всегда является справедливым и добрым», то есть естественное право.

         Во-вторых, право  – это то, что «полезно всем или  многим в каком-либо государстве», каково цивильное право, т.е. право, исходящее  от государства.

         В современной юридической  науке термин «право» также используется в нескольких значениях.

         Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

         Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, поскольку нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «рудовое право», «административное право», «Международное право» и т.д.

         В-третьих, названным термином обозначаются официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо. Так граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих примерах речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

         В-четвертых, термин «право» используется для обозначения  системы всех правовых явлений, включая  естественное право, право в объективном  и субъективном смысле. Здесь у права появляется синоним – термин «Правовая система». Например, существуют  такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.

         Также необходимо помнить, что термин «право» употребляется  и в неюридическом смысле. Например, существуют  моральные права, права  членов общественных  объединений, союзов, партий,  а также права,  возникающие на основании обычаев  и т.д.

         В юридической науке  выработано множество определений  права, которые различаются в  зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается  за главное, самое существенное, поэтому  необходимо  знать существенные признаки права.

Информация о работе Соотношение свободы личности и права