Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа
Свобода – одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различны аспекты свободы – экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. Соответственно выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок, определений. Каждый видит в свободе то, что желает увидеть, но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.
Введение. Соотношение свободы и права……………………………….….2 – 3
I. Предпосылки происхождения права………………………………….…...3 – 6
II. Понятие и сущность права…………………………………………….…6 – 21
2.1. Основные признаки права………………………………………...……8 – 14
2.2. Сущность права…………………………………………………….….14 – 15
2.3. Принципы права………………………………………………….……15 – 18
2.4. Социальная ценность и основные функции права………………......18 – 21
III. Правовой статус личности……………………………………….….....21 – 22
3.1. Виды и принципы правового статуса личности………………….….22 – 26
IV. Признаки прав человека………………………………………….……26 – 27
V. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Конституции Российской Федерации…………………………………………………….27 – 30
VI. Гарантии прав и свобод человека……………………………………..30 – 34
VII. Правовая свобода личности в гражданском обществе……………...34 – 38
Заключение………………………………………………………….……………38
Примечания………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………...40
Содержание.
Введение.
Соотношение свободы и права………
I. Предпосылки происхождения права………………………………….…...3 – 6
II. Понятие и сущность права…………………………………………….…6 – 21
2.1. Основные
признаки права……………………………………….
2.2. Сущность права…………………………………………………….….14 – 15
2.3. Принципы права………………………………………………….……15 – 18
2.4. Социальная ценность и основные функции права………………......18 – 21
III. Правовой
статус личности……………………………………….….....
3.1. Виды и принципы правового статуса личности………………….….22 – 26
IV. Признаки прав человека………………………………………….……26 – 27
V. Конституционные
права и свободы человека и гражданина
в Конституции Российской Федерации…………………………………………………….
VI. Гарантии прав и свобод человека……………………………………..30 – 34
VII. Правовая свобода личности в гражданском обществе……………...34 – 38
Заключение……………………………………………………
Примечания……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение. Соотношение свободы и права.
Свобода
– одно из наиболее емких, сложных
и многогранных понятий. Существуют
различны аспекты свободы –
Как можно «измерить» свободу, ее уровень, рамки, пределы? В чем заключаются ее критерии и способы выражения? Можно ли ее дозировать, распределять, закреплять и передавать в личное пользование? Такой инструментарий имеется – это право, законы, юридические нормы, а также нравственные основы и самоконтроль.
Свобода требует «деликатного» обращения, иначе она легко переходит в свою противоположность, именно поэтому свобода «на законных основаниях», ограничивается, усекается, то есть вводится в конструктивное русло.
Свобода как определенное
социальное состояние общества, как
познанная и освоенная
По характеру права в данном конкретном обществе, его развитости, совершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть.
Право служит официальным мерилом действующий свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного, и вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты.
Выступая законной шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития общества. В этом смысле оно является мерой прогресса, мерой свободы как продукта развития, а также мерой социальной ответственности.
Гегель в своей работе «Философия права» рассматривал право как «царство осуществленной свободы, реальное ее бытие». «Свобода бывает там, - писал он, - где господствует закон, а не произвол» 1.
Широко известны кантовские положения о праве как сфере свободы. Законы – «положительные, ясные всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование»2.
Как мы видим, основной смысл юридической свободы – оградить индивида от внешнего произвола, как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан и в этом заключается основная ценность и полезность права для личности.
В праве свобода
получает необходимую опору, а личность
– возможность удовлетворения своего
интереса. Без права свобода могла
бы остаться нереализованной и
Право настолько
уникальный, сложный и общественно
необходимый феномен, что на протяжении
всего времени его
По мере развития общества и государства у людей менялось и представление о праве. Появилось множество правовых идей, теорий, суждений, однако изначальные основы, хотя и в «модернизированном» виде сохранились.
Изучение процесса происхождения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития, четче определить все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества, его политической системе.
Среди теоретиков права никогда не было раньше и в настоящее время нет единства взглядов на происхождение государства и права.
Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. На рубеже XII — XIII веков в Западной Европе была развита теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, поскольку непозволительно церкви самой использовать меч, а второй — они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела.
Согласно этой теории государь наделяется церковью правом повелевать людьми, при этом он является слугой церкви.
Примерно в тот же период развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского (1226 — 1274), который утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира.
Согласно учению Ф. Аквинского, сам "божественный разум", управляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.
Но как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.
Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что по мере развития общества государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, а право - на смену обычаям.
Как нам известно из курса истории с разделением труда, отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд, в связи с чем военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя, а производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.
В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получить достаточно продукта, стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей.
Таким образом общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.
Пока не было имущественного разделения населения и социального неравенства, общество вполне могло обходиться и обходилось обычаями, опиравшимися на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах — регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.
Какой смысл вкладывается в термин и понятие «право»? Что же понимается под «правом»?
Отвечая на эти вопросы следует иметь в виду, что право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Право имеет глубокие корни в культуре, как в мировой, так и национальной духовной истории народа.
Еще римские юристы, пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом, оно употребляется про меньшей мере в двух смыслах.
Во-первых, означает то, что «всегда является справедливым и добрым», то есть естественное право.
Во-вторых, право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве», каково цивильное право, т.е. право, исходящее от государства.
В современной юридической науке термин «право» также используется в нескольких значениях.
Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, поскольку нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «рудовое право», «административное право», «Международное право» и т.д.
В-третьих, названным термином обозначаются официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо. Так граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих примерах речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь у права появляется синоним – термин «Правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.
Также необходимо помнить, что термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Например, существуют моральные права, права членов общественных объединений, союзов, партий, а также права, возникающие на основании обычаев и т.д.
В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное, поэтому необходимо знать существенные признаки права.