Соотношение права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной курсовой работы заключается в изучении основ понятий права и морали, систематизации знаний и разработок в области социальных и правовых норм, в качестве которых в этой курсовой работе мы рассмотрим нормы права и морали.
Цель данной работы состоит в раскрытии сущности понятий права и морали, проведении сравнения этих понятий, выявления их специфических черт, способов взаимодействия и возможных противоречий.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие права и морали 6
§1.1 Общее представление о праве 6
§1.2 Понятие морали. 13
Глава 2. Общие и специфические черты права и морали 18
Глава 3. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали. 27
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

Если в праве провозглашаются  прогрессивные принципы, декларируются  идеи о необходимости соблюдения нрав человека, а правоприменительная  практика игнорирует данные принципы, это ведет к формированию в  обществе атмосферы неуважения к  праву, закону.

При выявлении общего, присущего праву и морали, следует принимать во внимание не большее или меньшее число правовых норм, не подлежащих напрямую моральным оценкам, а главную закономерность во взаимоотношениях морали и права, состоящую в том, что мораль неотделима от права, является одной из сторон правовых отношений. Моральность права – проявление его ценностной характеристики.

Общность права и морали, порожденная едиными общественными  отношениями, дополняется общностью  их функционального назначения –  право и мораль формируют эталон и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную  организацию общества. Предписания  права и морали вырастают из деятельности людей, из форм их общения, приобретающих  в результате многократной повторяемости  нормативный характер и выступающих  регулятором поведения людей. 

Наряду с общими чертами, между правом и моралью есть и  довольно значительные различия. Главные  среди них следующие:16

  1. Право имеет дело не с единичным человеком, не с его целостностью и не с теми его духовными качествами, которые трансформируют определенные общие социальные свойства в индивидуальность, в личность. В отдельном случае или типе социальных отношений право обращено лишь к односторонности человека, выступающей в виде конкретной социальной роли, функции. Устанавливая социальное равенство между людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, притязаний и прав, иными словами, учитывая равенство всех граждан перед законом, задавая возможность действий в пределах заранее установленных границ, право исходит из упрощающих понятий о человеке и отношениях между людьми.

                 Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиций морали люди сравниваются в своих конкретных свойствах. С юридической позиции люди сравниваются формальным путем, через аналоги с характером ранее свершавшихся действий и их последующих результатов.

  1. Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. В противоположность ей право формирует социально-целесообразные координаты жизни, исходит из соображений реальной достижимости средствами нормативной регуляции необходимого общественного порядка. Эта оптимальность определена, с одной стороны, пониманием социальной необходимости конкретной системы правоотношений, а с другой стороны, реальными возможностями обеспечить полнокровную жизнь этим правоотношениям. Образно говоря, мораль спускается с небес, а право отталкивается от земли.
  2. Мораль, апеллируя к человеку в целом, немыслима без целостного, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального факта, поступка. Для морали смысл конкретной ситуации, выбора решения - в их неповторимости, уникальности. В противоположность этому право исходит из соображений о типичном, стандартном в действительной социальной жизни. Этот тип ситуаций порожден не внутренней жизнью людей, а их внешними отношениями между собой, что требует точного определения границ деятельности каждого субъекта. Иной возможности приравнять людей в их взаимоотношениях нет.

                  Юридическая ответственность в отличие от моральной всегда конкретно определена, и нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкций, четко зафиксированных в законодательстве. Оценка характера противоправных действий осуществляется в соответствии с правовыми санкциями.

                   Моральные санкции, как правило, не зафиксированы формально, они выражены в моральном языке, моральных принципах и поэтому менее определенны, чем правовые.

                 Различны и субъекты, реагирующие на правонарушения и аморальные поступки, и применяющие санкции. Применение санкций в случае правонарушений осуществляется государством в лице его органов, субъекты, применяющие санкции в случае нарушения моральных предписаний и запретов, могут быть самыми разными: социальная группа; отдельные индивиды, выражающие осуждение аморального поступка; организации (например, религиозная община, профессиональный служебный коллектив, соседа по дому и т.д.). Различен и характер моральных санкций, применяемых к лицу, совершившему аморальный поступок: словесное осуждение, исключение из той или иной группы или организации, бойкотирование и пр.

                 Таким образом, моральная и юридическая ответственность имеют и общие и специфические характеристики.

    1. Мораль носит в принципе ненасильственный характер и в отличие

от права исключает  прямое принуждение, исходит из добровольности, внутренней побужденности поведения  людей, предоставляет им широкую  возможность выбора. Поэтому моральные  нормы неинституциированы. Когда  же общественное мнение лишено свойства быть действенным регулятором социальной жизни, оно быстро теряет свою конструктивную силу и перестает быть гарантом нравственности. Поведенческий цинизм, бескультурье и хамство, равнодушие и враждебность в отношениях между людьми, формирование контркультуры, бунт молодежи против социальных рамок и программ активной индивидуальной, жизни, нигилизм по отношению к мерам, организующим общество, - верные показатели того, что мораль не получает естественных для нее социальных условий существования. Моральные санкции гарантируются  в основном мерами духовного, общественного  воздействия, например, через формирование чувства долга, обращение к совести  человека, чувству стыда за свои действия и т.д.

    1. Мораль и право отличаются друг от друга не только по объему, но

и по способу образования. Специфика права определяется его  связью с государством. Так, правовые нормы возникают непосредственно  в общественных отношениях, однако институциализированный характер, «цивилизованное» выражение они получают в законодательстве государства.

          Институциализированный характер права является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и потом официально закрепляются в виде четких нормативных актов, которые приобретают общеобязательное значение с момента их создания, то нравственные нормы исходят непосредственно из общества, их формирование осуществляется, стихийно, путем коллективного социального опыта. Под влиянием общественности большинство граждан приходит к убеждению о правильности тех или иных нравственных норм; эти, нормы складываются постепенно, незаметно, в форме обычаев, передающихся из поколения в поколение в процессе общения людей, запечатляясь в преданиях, произведениях искусства, отражаясь в нравственных писаных и неписаных кодексах.

             Моральные нормы, возникающие в процессе жизнедеятельности людей, не имеют специальной «законополагающей инстанции». Освоение социально- нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей, передается от поколения к поколению. Таким же образом осуществляется и социальный контроль, который в институциализированных регулятивных системах выполняют учреждения.

Правовые нормы строго определены законом. Моральная регламентация  опирается не на закон, указ, постановление  и т.д. а на силу общественного  мнения, власть общественных обычаев  или на личную убежденность индивида. Моральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными  какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом.

                  Право по отношению к человеку в принципе насильственно, но, конечно, не в смысле непосредственного грубого физического насилия, произвола, прихоти власти. Оно насильственно потому, что его нормы и требования имеют внешний для индивида характер, обеспечиваются не только по убеждению, но и при необходимости принудительными мерами (административными, уголовными и экономическими санкциями), которые осуществляются должностными лицами, наделенными специальными полномочиями.

Конечно же, выполнение требований правовых норм обеспечивается не только принудительной силой государства, поскольку в праве содержится объективная основа для добровольного  соблюдения правовых норм. Большинство  граждан соблюдают и исполняют  нормы права в силу убежденности в разумности и целесообразности предписаний правовых норм, гак как  видят в них выражение своих  интересов. Короче говоря, право опирается  в основном на закон и государственную  силу, а требования морали обеспечиваются общественным мнением, доброй волей  людей: и внутренним убеждением.

    1. Мораль и право отличаются, друг от друга сферами действия.

 Правовые нормы направлены главным образом на регулирование наиболее существенных отношений общественной, жизни, требующих государственного воздействия (отношения собственности, политические отношения).

Нравственность же пронизывает  все стороны (сферы) взаимоотношений  между людьми. Нравственные нормы  многообразны, более гибки, более  чутко реагируют на развитие различных  сторон общественной жизни.

Таким образом, и право, и  мораль обладают способностью вникать  в самые различные области  общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны  с поведением людей в широких  областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Как уже отмечалось, право возникает и действует, прежде всего, в таких специфических сферах, как отношения собственности и политической власти, однако они не обособлены от морали.

В то же время действие права  выходит далеко за пределы указанных  отношений. Поэтому стоит подчеркнуть, что право и мораль не имеют  специфических предметно или  пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют  совместно в территориально едином поле социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Тесная связь права и морали, определяющаяся едиными связями общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» одновременно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа.

Все правовые отношения подлежат нравственной оценке. Но не все отношения, регулируемые нормами морали, находят  закрепление в праве. Как бы ни был детализирован закон, он всегда оставляет простор для действия требований морали. Например, с человека, совершившего тяжкое преступление, может  быть снята судимость, но моральное  осуждение остается в силе.

7. Нравственные нормы, принципы, категории включают оценку действующего права (как права в целом, так и отдельных законов, правовых норм), а нравственное сознание тесно связано с переживаниями, чувствами и эмоциями людей относительно действующих законов и практики их применения, нарушения законов.

              Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они обладают, кроме всего меньшей конкретностью, а вот правовые предписания носят более конкретный, формализованный, однозначный характер. Так, с точки зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа совершения (разбой, грабеж, кража) и его размера.

              В моральной системе весьма трудно отличить нравственное сознание от моральных норм, поскольку мораль не институциализированная система. Она не имеет специальной «нормоустанавливающей инстанции». Моральные нормы фиксируются в моральном языке в виде требований, предписаний, направленных на преодоление противоречий между личностью и обществом, а также в отношениях между индивидами. В зависимости от конкретных исторических условий они могут иметь самые различные формы выражения – это и религиозные заповеди, и определенные обычаи, традиции, ритуалы, и устные предания, легенды, пословицы, поговорки.17 

Говоря о взаимоотношении  морали и права, необходимо, в первую очередь, отметить, что их требования в решающих сферах отношений по содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль. Ряд  юридических норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов ("не убий", "не укради" и т.п.). Закрепляя в законе запреты  на совершение аморальных, наиболее вредных  и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями, применяемыми к нарушителям  общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает  и поощряет, как правило, приветствует и мораль. 

 

 

Глава 3. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали.

Мораль и право находятся  в постоянном взаимодействии. Право  не должно противоречить морали. В  свою очередь оно оказывает воздействие  на формирование нравственных воззрений  и нравственных норм.

Спецификой взаимосвязи  и взаимодействия права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются  государственной властью, а правовые нормы все в большей степени  наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями, нормы, содержащиеся ранее лишь в  законах, превращаются в общие правила  поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

С точки зрения общей системы  ценностей, сложившейся в современном  обществе, право должно отвечать требованиям морали. Прежде всего - общепринятым, общечеловеческим, элементарным этическим требованиям, соответствующим основным началам христианской культуры (или культур, однопорядковых по моральным ценностям, в том числе культуры конфуцианства, буддизма, ислама). При этом элементарные общечеловеческие требования, основанные на Христовых заповедях («не укради», «не убий» и т.д.), принципиально важны по самой своей глубинной сути, они в этой своей глубинной сути подчас в полной мере раскрываются именно сейчас, в современную эпоху. В то же время элементарные общечеловеческие требования, издревле утвердившиеся в бытии и образе жизни людей, не сводятся к ним одним, а представляют собой более конкретизированные и развернутые нормативные положения, такие связанные с современным уровнем цивилизации, как добросовестность, вера в данное слово, чувство персональной ответственности за свои поступки, открытое признание своей вины и другие, из того же ряда.18

Информация о работе Соотношение права и морали