Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:06, доклад
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы – это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(Минтруд Новосибирской области)
ГБОУ СПО НСО «Тогучинский лесхоз-техникум»
Доклад по
дисциплине: Правовое обеспечение профессио
Тема: « Соотношение права и морали»
Студентка Э-31 группы
Матвеева Анастасия
ВВЕДЕНИЕ
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных
отношений осуществляется путем
реализации определенных социальных норм:
норм права, норм морали, норм, установленных
общественными организациями, норм
обычаев, норм традиций, норм ритуалов
и т.д. В общем плане социальные
нормы – это правила поведения
общественного характера, регулирующие
взаимоотношения людей и
Особое место в формировании
духовного мира личности, ее сознания
и культуры, активной жизненной позиции,
принадлежит праву и морали, которые
являются важнейшими социальными регуляторами,
включенными в систему
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Со времен Канта существует
убеждение, что сфера нравственности
охватывает сугубо внутренний мир человека,
поэтому оценить поступок как
нравственный или безнравственный
можно лишь по отношению к лицу,
которое его совершило. Человек
как бы извлекает из себя нормы
своего поведения, в себе, в глубине
своей “души”, дает оценку своим
действием. С данной точки зрения
человек, взятый отдельно, вне его
отношений к другим людям, может
руководствоваться
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
История развития цивилизации
свидетельствует, что право и
мораль как составные части культуры
общества всегда выступают в тесном
взаимодействии, характер которого определяется
конкретно-историческими
Соотношение права и морали издавна занимали умы многих мыслителей, данная тема была объектом многочисленных философских, правовых, социологических исследований.
Вопрос о взаимосвязи
морали и права получил определенное
освещение уже во многих грудах философов
древности (Сократ, Платон, Аристотель),
которые, разрабатывая правовую идеологию,
пытались связать этику с
Кроме того, непосредственное влияние этического начала на уголовное право, римские юристы выразили четкой формулой. «Обычай есть лучший толкователь закона».
В средние века феодальное
право провозглашалось
В Новое время мораль неразрывно связывалась с правом, при этом крайне абсолютизировали и идеологизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве «Этику и законоведение, - утверждал Гельвеции, - я рассматриваю как одну и ту же науку»2.
На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.
Различие между
Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона, применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально – философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
На действие норм морали оказывают
влияние весь уклад жизни общества,
само социальное общество индивидов. Учреждения
культуры воспитывают граждан в
духе правового и нравственного
сознания. Активную роль в воспитании
нравственной культуры личности играет
положительный пример сограждан, способствующий
тому, что требования общественной
морали становятся убеждением, составной
частью самосознания, жизненной позиции
человека. Вместе с ростом сознательности
граждан возрастает эффективность
правового регулирования
Право в целом соответствует
моральным взглядам, убеждениям народа.
В жизненных обстоятельствах
возникают определенные противоречия
между правосознанием и моральным
сознанием общества, отдельных социальных
групп, «столкновения» между нормами
морали и права. В том случае, когда
нормы права приходят в противоречие
с общественным мнением, требованиями
нравственности, долгом компетентных
государственных органов
Ряд коллизионных вопросов в
соотношении права и морали возникает
чаще всего в регулировании
1. Понятие права и морали:
1.1 Понятие права.
С термином «право» и без
специального изучения юридических
дисциплин неоднократно сталкивается
каждый человек. Наиболее часто данный
термин употребляется в двух значениях,
как возможность совершать
Социальное назначение государства
состоит в регулировании
Определений права, различающихся как отдельными нюансами, так и весьма существенно, в современной юридической науке предложено великое множество. Например. «Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений»3
«Право – это система
общеобязательных, формально определенных
норм, обеспечиваемых государством и
направленных на регулирование поведения
людей в соответствии с принятыми
в данном обществе устоями социально-
«Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества, большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством»5.
Право – это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.
Право – это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое Правовая жизнь гражданскою общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, - свидетельство повышения моральной ценности права. Нравственное измерение права - неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации. Возрастание нравственных начал права - одно из проявлений социального духовного прогресса, который невозможен без упрощения этических аспектов общественных отношений.6
Подробнее характеризуя такое явление как право, остановимся на следующих моментах.
Одно из основных свойств права – нормативность.
Право состоит из норм-правил поведения общего характера, регулирующих общественные отношения. «Норма» в переводе с латинского означает образец; а нормативное регулирование общественных отношений представляет собой установление общих правил для определенной группы конкретных случаев. Право как регулятивная система состоит из отдалений («можно»), запретов («нельзя») и связываний («должно»), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет не персонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.