Соотношение права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:06, доклад

Краткое описание

Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы – это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Файлы: 1 файл

право реферат.docx

— 62.34 Кб (Скачать)

Право устанавливается государственными органами. Каждый государственный орган  в пределах своей компетенции  издает нормативные акты, в которых  содержатся нормы права.

Право – система формально  определенных, т. е. таких норм, содержание которых выражено в тексте нормативного акта. С древнейших времен государство  стремилось к записи, к четкому  внешнему выражению своих официальных  велений и, как правило - к ознакомлению с ними населения. Так, законы Хаммурапи  были выбиты клинописью на базальтовом  столбе, который, предположительно, находился  в центре Вавилона

Иногда говорят о таком  признаке права, как динамит. Право  с развитием общества не остается неизменным, вводятся новые правовые нормы, отменяются старые, многие предписания со временем переформулируются, излагаются иначе, по-другому группируются (например, объединяются в более крупные нормативные акты).

В различных изданиях можно  встретить указание и на другие признаки права В частности, обращают внимание на следующие два момента, которые в марксистско-ленинской юридической науке считались существенными характеристиками права, поскольку в них прослеживается связь с экономической сферой жизни общества и с борьбой классов.

Содержание права в  целом определяется материальными  условиями жизни общества. Такой  вывод был сделан с опорой на труды  К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности, на «Критику Готской программы» «Право не может быть выше, чем экономический  строй и обусловленное им культурное развитие общества».7

Право выражает волю экономически господствующего класса. Этот вопрос – в чьих интересах право регулирует общественные отношения - является традиционным для марксистско-ленинской теории государства и права, которая говорила о том, что «право по своей сущности является возведенной в закон волей экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».

Решающим постулатом, определяющим сам феномен права, остается воплощение в правовой материи, во всех его подразделениях требование справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которое в юридической области  трансформируется в важнейшее правовое начало - необходимость равновесия, равенства всех перед законом  и судом, а отсюда справедливого  права и справедливого его  торжества в практических делах  и конфликтах - правосудия.

Важнейшим средством организации  общественных отношений являются социальные нормы – это правила поведения  общего характера, регулирующие поведение  людей в обществе, они чрезвычайно  разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения, к ним относятся нормы  права, нормы морали, нормы, обычаи (традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения), корпоративные нормы (нормы организаций).

Социальные нормы образуют единую систему. Нормы права соотносятся  с социальными как часть с целым, поскольку они - важная, но не единственная форма регулирования общественных отношений.

Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения (образец, масштаб, эталон), установленное  или санкционированное государством в качестве регулятора общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в  соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечивается всеми  мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения

Правовая норма носит  общий характер. В отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типичными  признаками. Она рассчитана на регулирование  не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в  индивидуальных отношениях и в поведении  конкретных людей.

Норма права представляет собой абстрактную модель общественных отношений и поведения людей. Этим она отличается от решений государственных  органов по конкретным делам, индивидуальных распоряжений, договоров, регулирующих отношения между точно обозначенными  субъектами права

Норма права адресована кругу  лиц, определенных видовыми признаками (граждане, родители, супруги, налоговая  инспекция, и др.) Данная норма не исчерпывается исполнением. Она  обращена в будущее - рассчитана не только на данный случай, но и на вид, неопределенное число определенных в общей форме случаев и  отношений (заключение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка и т д.) и реализуется  каждый раз, когда возникают предусмотренные  ею обстоятельства и ситуации.

Иногда к числу признаков  нормы относят длительность действия; однако некоторые решения по конкретным делам действуют и реализуются длительное время (приказ о назначении на должность, регистрация брака, решение о назначении пенсии, приговор о лишении права управления транспортными средствами и т.п.) и наоборот норма права может действовать относительно непродолжительное время (нормы, определяющие порядок и условия приема в вузы в текущем году) Общеобязательность, которую также называют в числе признаков правовой нормы, им присуща, но она присуща также и актам применения права (например, вступившим в законную силу приговорам, решениям, определениям и постановлениям суда).

Значимым качеством норм права является их связь с государством.

Нормы права устанавливаются  или санкционируются компетентными органами государства Правотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемые государством. Но государство остается силой, творящей право, и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, религиозных правил, правовых доктрин), которые становятся правом только в результате придания им общеобязательной силы. Не менее важна роль государства и его органов в реализации ряда правовых норм и в охране всех норм права от нарушений.

Охрана государственным  принуждением - специфический признак  правовых норм, отличающий их от норм морали, норм общественных организаций и  других социальных норм, а также  от содержащихся в некоторых актах  государственных органов призывов и обращений. Норма всегда рассчитана на жизненные обстоятельства, при  которых существует выбор различных  линий поведения. Лишена смысла норма, которую невозможно нарушить; нормы  всегда предписывают участникам общественных отношений, которые могут поступить  по-разному, требуемый, должный вариант. Этот вариант государство предписывает в форме правовой нормы, под угрозой  государственного принуждения, применяемого для восстановления нарушенных прав и для наказания нарушителя. Весь смысл существования права –  поддержание определенного порядка, предупреждение и решение индивидуальных и социальных конфликтов и споров, упорядочение самого процесса государственного принуждения, применяемого в этих целях.

Правовая норма, как и  право в целом, рассчитана на регулирование  поведения людей посредством  отношений, связь участников которых  состоит во взаимных правах (обеспеченная государством возможность определенного  поведения) и обязанностях (необходимость  определенного поведения, нарушение  которого влечет применение мер государственного принуждения).

Важным качеством правовых норм является их формальная определенность, т. е. точное (бесспорное) обозначение  обстоятельств, порождающих правовые последствия, определение самих  последствий, качеств, присущих участникам правоотношений, и др.

Ключевым признаком для  выделения нормы права является возможность самостоятельного применения правового установления, выраженного  в предложении, его отдельной  части или группе предложений  нормативного акта, для регулирования  действий субъектов. Если правовое предложение, взятое отдельно, в отрыве от других рядом стоящих предложений, выражает правило, причем выражает в самом достаточном виде для регулирований действий лиц, значит, мы имеем дело с нормой права. Самостоятельность в данном случае означает грамматическую и логическую завершенность правового установления.

Уместно в этой связи привести высказывание Г. Ф. Шершеневича, справедливость которого не поколеблена за прошедшее столетие: «Всякий закон, в какую бы грамматическую форму ни был он облечен, всегда представляет собой норму или правило поведения. Даже такие законные определения, как, например, «завещание есть законное объявление владельца о его имуществе на случай его смерти»... являются не чем иным, как нормами».8

Норма права призвана выражать общеобязательное установление в виде высказывания, относительно которого можно утверждать:

  1. Оно содержит некоторое общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократно повторяющиеся, типичные ситуации.
  2. Указанное правило представлено в нем в качестве предложения, отдельной части сложного предложения или нескольких взаимосвязанных предложений, позволяющих применять данное правило. Связи отдельных предложений, образующих правовую норму, могут выглядеть весьма различно, как это имеет место в отсылочных или бланкетных нормах, но только не по единой схеме «если - то иначе».

Особую роль нормы права  играют в регулировании конфликтов Право, которое регламентирует функционирование всех основных сфер общественной жизни на основах всеобщей свободы является мощным фактором предотвращения социальных конфликтов. В этом действие самой важной его функции, как осуществление социального контроля, направленного на подчинение поведения индивидов социальным ожиданиям и требованиям. Правовые нормы, которые возникают на основе учета опыта решения конфликтных ситуаций, содержат наиболее разумные способы решения типичных социальных конфликтов, которые максимально соответствуют интересам всех участников правового общества. Система правовых норм, которая определяет правила поведения в разнообразных сферах общественной жизни, подсказывает, а часто и прямо предлагает людям бесконфликтный способ такого поведения

Право уже самим фактом своего существования избавляет  общество от конфликтной ситуации своеволия  и насилия, которой присуща «борьба  всех против всех», и подсказывает людям  наиболее приемлемые для всех (то есть наиболее бесконфликтные) модели поведения. В этом и представляется функция  права как системы норм, направленных на предотвращение социальных конфликтов.

Право обладает достаточно эффективными способами и процедурами, необходимыми для регулирования и решения  конфликтов. Именно ему принадлежит  ключевая роль в системе выработанных с этой целью обществом социальных институтов.9

 

1.2 Понятие морали.

Мораль является одним  из способов нормативного регулирования  поведения человека, особой формой общественного сознания и видом  общественных отношений. Есть ряд определений  морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль – это один из способов регулирования поведения  людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и  норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном обществе понятиями  о добре и зле, справедливом и  несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение  и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Правовой морали соответствуют  четыре проявления:

  1. Мораль как знак, символ, миф. На этой ступени в символическом и мифическом сознании человека присутствуют в свернутом виде все последующие проявления морали и права.
  2. Мораль и право как ценности. На этой ступени формируется феномен морально-правового сознания. Появляется «человек моральный».
  3. Правовая мораль как социальная норма. На этой ступени человек приобретает новое качество, он становится «социальным»
  4. Правовая мораль как знание. На этой ступени «человек социальный» превращается в «человека рационального». На смену морали приходят правила, этикет, юридические законы, освобожденные от нравственного содержания.

Моральные принципы имеют  всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение  человека может иметь разнообразное  значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

«Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее:10

«(не) поступай по отношению  к другим так, как ты (не) хотел  бы, чтобы они поступали по отношению  к тебе».

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных  оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно  с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая  оценка должна соответствовать общим  принципам и нормам, принятым всеми  понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и  т.д.

Информация о работе Соотношение права и морали