Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:36, курсовая работа
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной
меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем
реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали,
норм, установленных общественными организациями, норм обычаев,
норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные
нормы -- это правила поведения общественного характера,
регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в
Введение.
Взаимосвязь права и морали.
Общие черты права и морали.
Отличительные особенности права и морали.
Заключение.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Взаимосвязь права и морали.
Общие черты права и морали.
Отличительные особенности права и морали.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной
меры социального
регулирования общественных
Регулирование
общественных отношений
реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали,
норм, установленных
общественными организациями,
норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные
нормы -- это правила поведения общественного характера,
регулирующие
взаимоотношения людей и
процессе их взаимодействия.
Как вид социальных
норм, моральные установления
общими родовыми
признаками и являются
определяющими отношение человека к человеку. Если действия
человека не касаются других людей, его поведение с социальной
точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы
нравственности
явлением исключительно
Со времен Канта
существует убеждение, что
охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить
поступок как
нравственный или
отношению к
лицу, которое его совершило.
извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине
своей «души», дает оценку своим действием. С данной точки
зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим
людям, может
руководствоваться
Существует и
компромиссная позиция в
регулирования.
Согласно ей нормы морали
одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида
к обществу. Отсюда
деление этики на
Наиболее распространенным и аргументированным является
представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии
в них какого-либо
индивидуального фактора.
считал, что нравственность
представляет не требования
самому себе, а
требования общества к
определяет, как
он должен относиться к
отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или
плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно
хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать
поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне
одобряем с
индивидуальной точки зрения.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в
самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от
той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид.
Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это
требования, обращенные
к человеку извне.
Видимо, нет оснований
проводить водораздел между
социальным характером нравственных требований, поскольку в них
органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно,
что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом
смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или
к большой группе
индивидов. Моральные нормы
«внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не
следует упускать
из виду индивидуальные
требований. В конечном счете их реализация зависит от
нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений,
социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И
здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные
моральные категории, как совесть, долг, которые направляют
поведение человека
в русло социальной
убеждение индивида
в нравственности или
поступка в значительной мере определяет и его социальную
значимость.
Элементами морального
регулирования являются:
идеал, выражающий представление общества, классов, социальной
группы о нравственном
совершенстве;
система норм, соблюдение которых является необходимым условием
функционирования общества, достижения им своих моральных
ценностей;
особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию
моральных норм,
в том числе общественное
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА
И МОРАЛИ
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить
о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают
дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании
общественных
отношений. Объективная
взаимодействия
определяется тем, что
принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами,
законы правового государства воплощают в себе высшие моральные
требования современного
общества.
В регулировании общественных отношений права взаимодействует с
моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не
только их всесторонний анализ с учетом требований идей
правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с
принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества.
Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку
жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически
значимому делу.
Анализ моральных отношений
рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и
уголовных дел.
Как форма общественного сознания, система отношений и норм -
мораль зародилась
раньше политической и
раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль
регулировали
взаимоотношения людей в
морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости,
достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического
развития человечества. Они сформировали в борьбе со злом, за
утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На
развитие морали
оказывают воздействие
отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы
и нормы в
значительной мере
социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии
человечества
отмечается нравственный
нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества
претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали
сталкивается
с проявлениями группового
происходит взаимодействие общечеловеческого и классового.
Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих
норм в ней
оказывает религия.
нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по
отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по
отношению к тебе». Принцип морали - это основные начала, исходные
требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они
конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в
определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся
действенной основой
нравственного поведения
утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения,
сливаются с
его чувствами.
История развития
цивилизации свидетельствует,
как составные
части культуры общества
другом. Правовая
система государственно-
закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали,
нравственную культуру населения страны, исходит из того, что
нравственная основа права является важной составной величиной
общей регулятивной
потенции права, что право
нравственным, законы
должны быть справедливыми и гуманными.
Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права
человека –
юридическое выражение его
Фактическая реализация этих прав является условием обретения
человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его
устремление к
счастью, признанное законом.
На тесную взаимосвязь
права и морали указывают
памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об
этом свидетельствует
применение морально-этических
оценке содержания
законов, других источников
древних «Jus est ars boni et aegui»- «право есть искусство
добра и справедливости» раскрывает органическую связь права,
юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы
права трактуются
в органической связи с
нравственности.
Связь права и морали находит выражение и в теории права, в
интерпретации
ряда юридических проблем.
историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять
и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В
познании качества закона аксиологический подход предполагает в
оценке содержания закона применение категорий справедливости,