Систематизация российского законодательства в XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования: Целью предлагаемого исследования является комплексное историко-правовое изучение систематизации уголовного законодательства первой половины XIX в. в трех основных срезах: с точки зрения организации систематизации, характеристики актов систематизации и общей характеристики их содержания.

Оглавление

Введение
§ 1. Общественный строй России в первой половине XIX века
§ 2. Государственный строй России в первой половине XIX века
§ 3. Систематизация Российского права в первой половине XIX века
§4. Основные пути систематизации законодательства Российской империи, выработанные М.М. Сперанским
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Отырар.doc

— 35.00 Кб (Скачать)


Администрация городского округа Самара

АМОУ ВПО «САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет «Юридический»

Кафедра «государственного и административного права»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История отечественного государства и права»

на тему «Систематизация российского законодательства в XIX в»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 11.11 - д

Холина Д.

 

Научный руководитель:

доцент кафедры ГАП,

к.и.н., Отрокова О.Ю.

 

Результат проверки: _______________

«___»_______________ 2011 г.

 

 

Самара – 2011г.


 

 

План

 

Введение

§ 1. Общественный строй России в первой половине XIX века

§ 2. Государственный строй России в первой половине XIX века

§ 3. Систематизация Российского права в первой половине XIX века

§4. Основные пути систематизации законодательства Российской империи, выработанные М.М. Сперанским

Заключение

Список литературы


 

 

Введение

 

Актуальность темы: Процессы развития современного российского законодательства нередко сталкиваются с проблемами, являющимися актуальными для правовой сферы деятельности Российского государства на протяжении нескольких столетий. Одной из них являются вопросы систематизации законодательства. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. "О подготовке к изданию Свода Законов Российской Федерации" вызвал определенную научную дискуссию вокруг необходимости создания этого акта систематизации законодательства. В связи с проводимой в стране работой по созданию Свода законов Российской Федерации, становятся особенно важными исторические аспекты процесса систематизации законодательства страны в истории России, его места в становлении российского законодательства и его системы. Это определяет актуальность темы настоящего исследования не только с точки зрения развития исторических аспектов правовой науки, но с точки зрения учета опыта прошлого в современных подходах к развитию правовой системы.

Проблемный вопрос:  В истории Российского государства начало XIX века занимает особое место в связи с тем, что государственно-правовые явления, происшедшие в этот период, обусловили дальнейшее развитие государства и права до Октябрьской революции. В этот период происходит рост капиталистических отношений в России, развивается освободительное движение. В противовес этим явлениям выявляется тенденция усиления централизации государственного аппарата, как основного орудия укрепления крепостнических отношений. Ведется активная работа по кодификации права, издается ряд крупных инкорпорций и кодексов, что свидетельствует о высоком уровне развития юридической мысли в России.

К началу 19 века в России накопился огромный нормативно-правовой материал. Однако этот материал не был систематизирован: общая кодификация не проводилась со времен издания Соборного уложения 1649 года. Последнее считалось действовавшим так же, как и законодательные акты Петра I и его преемников. Существовало множество актов, изданных в разное время, отражавших развитие общественно-политической и экономической жизни страны на разных этапах. В ряде случаев акты вступали в противоречие друг с другом и не отражали в целом потребностей общественно-экономического развития: отсталость и запутанность законодательства противоречили интересам и буржуазии, и господствующего класса, дворянства. Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России потерпели неудачу.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что в 1804 г. была создана новая кодификационная комиссия под руководством М.М. Сперанского.

Цели и задачи исследования: Целью предлагаемого исследования является комплексное историко-правовое изучение систематизации уголовного законодательства первой половины XIX в. в трех основных срезах: с точки зрения организации систематизации, характеристики актов систематизации и общей характеристики их содержания.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач:

- изучить и оценить существующие историографические и источниковедческие основы темы;

- проанализировать факторы, определяющие необходимость предпосылок систематизации уголовного законодательства, общие и специальные (юридические) предпосылки этой деятельности;

- выделить основные направления систематизации уголовного законодательства Российской империи в первой половине XIX в.;

- проследить историю создания и оформления актов систематизации уголовного законодательства Российской империи в первой половине XIX в.;

- проиллюстрировать преемственность нормативной базы при создании Проекта Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.;

- дать сравнительную характеристику теоретических и содержательных основ Свода законов уголовных (1832 г. и 1842 г.) и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Историографический обзор: Российская историография вплоть до последнего времени лишь фрагментарно затрагивала проблемы уголовного законодательства Российской империи первой половины XIX в. Русские ученые-правоведы XIX - начала XX вв. С.И. Баршев, С. Будзинский, Г. Гордеенков, П. Гуляев, П.И. Дегай, А.Ф. Кистяковский и др. большое внимание уделяли проблемам становления российского уголовного права, развитию его отдельных уголовно-правовых институтов.[1]

В последующий период традиция исторических очерков и исследований по указанным проблемам была продолжена в работах: С.Л. Гайдука, Ю.В. Мещерякова, С.С. Остроумова, Б.С. Ошеровича, и др.[2] К вопросам систематизации российского законодательства обращались В.М. Баранов, А.И. Колесников, В.А. Сивицкий, И.И. , Шебанов и др.[3]

Ряд монографических трудов и статей И.И. Солодкина посвящен исследованию российского уголовного права периода конца XVIII - начала XIX в. Однако автор рассмотрел вопрос становления и развития уголовного права частично, ограничив рамки своего исследования первой четвертью XIX в.[4]

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. как акт кодификации уголовного права изучали современные историки права - И.В. Архипов, А.В. Пашковская. Эти авторы рассмотрели достаточно подробно процесс создания Уложения и практически не уделили внимания содержательной стороне документа.[5]

Период середины 1820- середины 1830-х гг. - время инкорпорации и консолидации уголовного законодательства в рамках Полного собрания и Свода законов Российской империи - историками права практически не затрагивался.


 

 

§ 1.Общественный строй России в первой половине XIX века

 

Для эпохи «просвещенного абсолютизма», ставившего целью сохранить порядок, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию, характерно формирование сложной сословной структуры. Вследствие чего не следует допускать уравнивание прав и ликвидацию привилегии. В связи с этим дворянство выходит на первый план и наделяется большим количеством привилегий, обозначенных в «Грамоте на права и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г. Прежде всего, закреплялось положение Манифеста 1762 года «О вольности дворянской» о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Устанавливались политические права дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать судей для дворянских судов. Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, которые послужили основанием для приобретения дворянского звания. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространялось на всех членов семьи дворянина. Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявлялись моральное падение преступника и нечестность. Перечень таких преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и т.д. К имущественным правам дворянства относилось полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землёй и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.

Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только равный ему сословный суд. Закреплённые за дворянством права определялись как «вечные и неизменные», однако регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений.

Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться ещё в конце 17 века. В начале 19 века «средний род», куда относились: учёные, художники, чиновники, духовенство, купцы, фабриканты, мореплаватели, владельцы судов, мещане, ремесленники, работные люди и др., располагал полнотой государственных прав, право на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде. Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владеть городскими и загородными домами. Они получали право владеть промышленными заведениями, организовывать банки, конторы и прочее.

В 1785 году был разработан проект ещё одной основной грамоты - Сельского положения. Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в отношении крестьян ясно определилась. Крестьянское население подразделялось:

1.                  государственные поселяне (принадлежали государству и владели землями, полученными от правительства);

2.                  свободные крестьяне (арендовали землю у правительства или дворян и не являлись крепостными);

3.                  крепостные крестьяне (принадлежали дворянам или императору).

Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это сделать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами. Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были ограничены. Определялось, что крепостная зависимость носит вечный характер. К владельцам перешли права бывших господ, распоряжавшихся судьбой холопов: крепостных можно было продавать, обменивать поштучно и отдельно от семей (запретили только в 1843 г.). Помещик не был ограничен масштабами хозяйственного использования труда крепостных. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам – государственному суду.

В 1803 году был принят Указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. А в 1842 году был издан Указ об обязанных крестьянах, предусматривавший возможность передавать помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика. Указ об обязанных крестьянах предоставил помещикам право личного освобождения крестьян без земли; в 1843 году запрещено продавать крепостных без земли, 1848 г. крестьянам с согласия помещика разрешалось покупать землю. В 1847 году было создано Министерство государственных имуществ, которому поручено управление государственными крестьянами; упорядоченно оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход – волостное управление – сельский сход – сельский староста.[6]

Вывод: Крепостное состояние в 18 веке превратилось в частную зависимость крестьян от владельцев. Прежнее холопство поглотилось крепостным состоянием, в нём различные виды слились. Массу крепостных крестьян составляли различные категории. Свободными людьми оставались казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели право на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома от постоя. Устанавливалось единообразное и особое военно – административное управление казачьими войсками: войсковая канцелярия, руководство которой назначалось правительством, а члены избирались казаками.

В первой половине 19 века во всех отраслях экономики происходило формирование капиталистических отношений. Сельское хозяйство ориентировалось на рынок, в структуре крестьянских отработок и повинностей увеличивалась доля денежных оброков, в поместьях появлялось всё большее число промышленных предприятий и мануфактур, на которых использовался труд крепостных. В промышленности возрастало применение наемного труда, увеличивалось число кустарных и мелких предприятий, крестьянских промыслов. Быстро возрастал спрос на свободную рабочую силу. Её пополнение возможно было осуществлять только из крестьянской среды, для чего следовало провести определённые правовые преобразования в положении крестьян.

Информация о работе Систематизация российского законодательства в XIX в