Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование систематизации нормативных актов современного законодательства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие «систематизация нормативных актов» и обосновать её необходимость;
- обозначить виды систематизации нормативных актов;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
Введение 3
1 Понятие систематизации нормативных актов и ее необходимость 5
2 Виды систематизации нормативных актов 7
2.1 Учёт как вид систематизации 7
2.2 Инкорпорация как вид систематизации 11
2.3 Консолидация как вид систематизации 16
2.4 Кодификация как вид систематизации 17
Заключение 22
Список использованных источников 23
Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как актам, непосредственно отражающим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.
В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.
Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной в первую очередь хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (устав караульной службы, дисциплинарный устав и др.).
Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.
Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).
Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).
В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (например, Закон о государственных пенсиях, Закон об основах государственной службы и т.д.). Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл.
Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать содержание и форму законодательства.
Заключение
Данная курсовая работа посвящена такому виду юридической деятельности как систематизация нормативных актов, под которой понимается деятельность компетентных государственных органов по упорядочению законодательства.
В первой главе работы было дано определение понятия «систематизация нормативных актов», обоснованна необходимость данного вида деятельности, а также перечислены её основные виды, такие как: учет, консолидация, инкорпорация и кодификация.
Во второй главе данной курсовой работы каждый из видов систематизации был рассмотрен более подробно.
Высшей формой систематизации признается кодификация, все другие виды преимущественно рассматриваются как этапы кодификационной работы, приемы систематизации нормативных актов. Однако это не совсем так и в зависимости от конечной цели систематизации законодательства учет, консолидация и инкорпорация могут рассматриваться как отдельные самостоятельные виды систематизации. Так как конечный результат этих форм используется в повседневной жизни, в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.
Темпы данных видов деятельности и в первую очередь законодательной в настоящее время в России как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели, чему эффективно способствует систематизация нормативных актов. Так как главной её особенностью является сочетание упорядочения законодательства с его обновлением и совершенствованием.
Список использованных источников
1. Колесников Е.В. Систематизация российского конституционного законодательства// Правовая политика и правовая жизнь. - 2002. - №2. - С. 66-76.
2. Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства// Госудасртво и право. – 2003. - №4.- С. 26-32.
3. Матузова Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 776с.
4. Мелехин А.В. Теория государства и права/ Мелехин А.В. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633с.
5. Мухаев Р.Т. Теория государства и права/ Мухаев Р.Т. – М.: "Издательство ПРИОР", 2002. – 416с.
6. Пиголкин А.С. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/ Пиголкин А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.
7. Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. – Спб.: "Юридический центр Пресс", 2003. – 458с.
8. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
9. Теория государства и права /Под ред. Пиголкина А.С. М.: Изд-во «Городец», 2003. – 253с.
10. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2001.– 428с.
11. Теория права и государства / Под ред. Сальникова В.П., Ромашова В.А. – Спб.: "Университет", 2002. – 630с.
12. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах// Журнал российского права. – 2003. - №3. – С. 47-49.
[1] Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства// Госудасртво и право. – 2003. - №4.- С.26-32.
[2] Пиголкин А.С. Теория государства и права / Пиголкин А.С. - М.: Изд-во «Городец», 2003. – С. 152.
[3] Мухаев Р.Т. Теория государства и права/ Мухаев Р.Т. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2002. – С. 330.
[4] Сальникова В.П. Теория права и государства/ Сальникова В.П. – Спб.: Университет, 2002. – С.55.
[5] Колесников Е.В. Систематизация российского конституционного законодательства// Правовая политика и правовая жизнь. - 2002. - №2. - С. 66-76.
[6] Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. – Спб.: "Юридический центр Пресс", 2003. – C. 20-21.
[7] Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – C. 219.
[8] Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашова В.А. – Спб.: "Университет", 2002. – С.55.
[9] Мелехин А.В. Теория государства и права/ Мелехин А.В. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. – С. 340.
[10] Пиголкин А.С. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/ Пиголкин А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – C. 224.
[11] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2001. – С.232.
[12] Мелехин А.В. Теория государства и права/ Мелехин А.В. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. – С.339.
[13] Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификациях и кодексах// Журнал российского права. - 2003. - № 3. - С. 47-49.
[14] Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2001.– С. 235.
[15] Колесников Е.В. Систематизация российского конституционного законодательства// Правовая политика и правовая жизнь – 2002. - №2. – С.70.