Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование систематизации нормативных актов современного законодательства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие «систематизация нормативных актов» и обосновать её необходимость;
- обозначить виды систематизации нормативных актов;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
Введение 3
1 Понятие систематизации нормативных актов и ее необходимость 5
2 Виды систематизации нормативных актов 7
2.1 Учёт как вид систематизации 7
2.2 Инкорпорация как вид систематизации 11
2.3 Консолидация как вид систематизации 16
2.4 Кодификация как вид систематизации 17
Заключение 22
Список использованных источников 23
2) Предметную (систематическую) инкорпорацию – более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления по предметному принципу, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.) со тематическим разделам в зависимости от их содержания. Например, объединение нормативных актов, регулирующих государственное устройство, административную ответственность, отношения в той или иной отрасли народного хозяйства[11].
В такого рода собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.
Предметная инкорпорация является результатом более глубокого изучения
и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки.
При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.
Очевидно, что собрания, в которых материал расположен по предметному принципу, более удобны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.
Инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать:
1) Генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д.;
2) Частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.
Учет и инкорпорация нормативных правовых актов, ограниченные их внешней обработкой, не решают всех проблем, которые могут возникать в процессе систематизации нормативно-правового материала. В частности, с помощью этих методов нельзя устранить множественности нормативных актов, предписания которых зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность в её ликвидации, укрупнении нормативных актов, создании своеобразных "блоков" законодательства. Для этого используется прием систематизации, который называется консолидация.
Консолидация - это вид систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание [12].
В процессе консолидации десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, то есть он полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица.
Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации, но, не смотря на это, она является самостоятельным видом систематизации нормативных правовых актов, что подтверждают следующие её признаки:
1) консолидация входит в арсенал правотворческих методов;
2) консолидация может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов;
3) она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации;
4) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт.
Как вид систематизации консолидация достаточно широко используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности, словом, везде, где можно свести воедино десятки, а то и сотни разрозненных нормативных предписаний без изменения их содержания.
Неспособность консолидации менять содержание правового регулирования – в правотворчестве успешно преодолевается с помощью кодификации.
Авторы учебников советских лет рассматривали кодификацию как основную форму систематизации законодательства, в рамках которой наряду с инкорпорацией создается новый обобщенный акт.
В настоящее время отмеченная тенденция в основном сохранилась и в научной литературе кодификация традиционно рассматривается в широком смысле как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путём разработки и принятия нового нормативного акта [13].
Подобно другим способам систематизации, кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утративших силу нормативных актов, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.
Кодификация - это форма правотворчества. Она направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу, ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества, включающую в себя в качестве подготовительных все предыдущие уровни систематизации.
В юридической литературе и практике принято различать несколько видов кодификации:
всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства, и следующий этап создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов";
отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (Гражданский, Трудовой, Уголовный кодексы и т.д.);
специальная (комплексная) кодификация – это издание актов, регулирующих нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.) [14].
Кодификация обладает рядом характерных черт:
1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных и других законных полномочий;
2) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Он является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;
3) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения и т.д.);
4) кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;
5) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;
6) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
7) акт кодификации всегда имеет сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения). Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования.
Таким образом, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала.
По своему содержанию и наименованию кодификационные акты на подразделяются следующие виды:
основы законодательства – это важный кодификационный акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли (подотрасли) права или же определенной сферы государственного управления. Это базисные, исходные акты, закрепляющие принципы и важнейшие сферы общественных отношений, регулируемых федеральными законодательными нормами, которые получают дальнейшее развитие в других законах и подзаконных акта. Они выступают актами прямого действия, содержащими общие нормы-цели, нормы-принципы, нормы-дефиниции, конкретные предписания по вопросам федерального ведения, нормы-варианты для субъектов Федерации [15].
Основы законодательства делятся на крупные, обособленные подразделения (разделы, главы). В них определяются единые для всех субъектов Федерации принципы регулирования, даются определения важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере (Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.).
В российском праве важное место занимает законодательный акт, отличающийся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний – кодекс.
Кодекс - это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.
Создание кодексов – один из эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.
По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений выделяют:
Отраслевые кодексы, которые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы, Кодекс законов о труде и др.
Комплексные (межотраслевые) кодексы, систематизирующие нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.).