Систематизация нормативных актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование систематизации нормативных актов современного законодательства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие «систематизация нормативных актов» и обосновать её необходимость;
- обозначить виды систематизации нормативных актов;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие систематизации нормативных актов и ее необходимость 5
2 Виды систематизации нормативных актов 7
2.1 Учёт как вид систематизации 7
2.2 Инкорпорация как вид систематизации 11
2.3 Консолидация как вид систематизации 16
2.4 Кодификация как вид систематизации 17
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 190.50 Кб (Скачать)


10

Содержание

 

Введение

1 Понятие систематизации нормативных актов и ее нобходимость

2 Виды систематизации нормативных актов

2.1 Учёт как вид систематизации

2.2 Инкорпорация как вид систематизации

2.3 Консолидация как вид систематизации

2.4 Кодификация как вид систематизации

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных цивилизованных странах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, приведение их в определенную научно обоснованную систему, обеспечивающую полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему называется систематизацией законодательства.

В настоящее время потребность в систематизации нормативных актов, носит актуальный характер, так как число действующих нормативных актов всех уровней – и федерального, и регионального, и муниципального – постоянно растёт.

Вследствие чего исследование вопроса систематизации нормативных актов достаточно актуально и представляет научный и практический интерес.

Характеризуя степень научной разработанности проблемы систематизации нормативных актов, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований данной темы.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы систематизации нормативных актов определяют научную новизну данной работы.

Целью данной работы является исследование систематизации нормативных актов современного законодательства.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрыть понятие «систематизация нормативных актов» и обосновать её необходимость;

- обозначить виды систематизации нормативных актов;

- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Для решения поставленных задач в данной работе были использованы следующие методы исследования:

При проведении исследования Систематизация нормативных актов были использованы следующие методы исследования:

         Существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

         Обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе (метод научного синтеза и обобщения).

         Моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Эмпирическую базу составила практическая информация относительно систематизация нормативных актов.

Результаты могут быть использованы для будущих исследований процесса систематизации нормативных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие систематизации нормативных актов и ее

необходимость

 

В условиях коренного обновления законодательства важную роль приобретает его систематизация. В результате активной правотворческой деятельности значительно возросло количество, а вместе с тем и противоречивость нормативных актов. Законодательство стало громоздким; регулирующие одни и те же отношения правовые нормы, содержащиеся в различных правовых актах, принятых органами власти различных уровней, многократно дублируются. Типичными недостатками нормативно-правовых актов являются противоречия между новыми и действующими нормативными документами, между законами и подзаконными актами. Порой имеет место несоответствие нормативных положений одного и того же правового акта, искажение содержащихся в них основополагающих, исходных идей.

Логическая противоречивость, наличие пробелов и дублирование, отсутствие механизмов реализации правовых норм стали обычным явлением в правотворческой практике. В этих условиях особое значение приобретает систематизация нормативных актов[1].

Систематизация нормативных актов:

    это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы [2];

    это целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведение действующих актов в определённую систему путём составления единых нормативных актов или их сборников [3];

    это деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативных актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике [4].

Данный вид деятельности необходим, когда в течение многих лет накапливается большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разные периоды существования государства и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу.

Систематизация законодательства нужна, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствует ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Во-вторых, систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы.

В-третьих, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.

Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания.

Таким образом, цель систематизации нормативных актов заключается в том, чтобы ликвидировать пробелы и коллизии, повысить уровень регулирования общественных отношений, укрепить единства, согласованность юридических норм [5].

Для достижения данной цели современная правовая практика использует четыре способа систематизации нормативных актов:

1)        сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам;

2)          издание различного рода собраний и сборников нормативных актов;

3)          подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу;

4)          подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания [6].

Выделяются четыре её вида:

1) учет нормативных актов;

2) инкорпорация законодательства;

3) консолидация законодательства;

4) кодификация законодательства [7].

2 Виды систематизации нормативных актов

 

2.1 Учёт как вид систематизации

 

Как разновидность систематизации, учет представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии законодательства и иных нормативных актов, а также деятельность по созданию поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учёт.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.

В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центрального банка РФ. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).

Основные принципы организации учета законодательства:

1) полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве;

2) достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений во включенные в информационный фонд акты;

3) удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Существуют следующие виды учёта действующего нормативного материала:

1) журнальный учет – наиболее простой вид учёта, при котором реквизиты нормативных актов фиксируются в специальных журналах. Такой учет может вестись по нескольким принципам:

Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету в соответствующем органе или учреждении нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. Очевидно, что акты различной юридической силы (законы, указы, постановления и т.д.), как правило, подлежат отдельной регистрации.

При алфавитно-предметной регистрации как более совершенном виде учета поступающих в орган, учреждение нормативных актов такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.).

Тематико-предметная форма журнального учета, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты.

Очевидно, что возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.

2) Более совершенная форма учета законодательства - картотечный учет. Это создание разного ряда картотек, то есть системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст такого акта, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки, тиражирование необходимых карточек и т.д.).

Преимущества картотечного учета проявляются, в том числе и в том, что он обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт.

Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам. Наиболее удобен последний принцип, когда учет осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующие разделы, подразделы, отделы, пункты и другие подразделения заранее разработанного и утвержденного классификатора, основанного на делении всего массива законодательства на отрасли, подотрасли, институты и т.д.

Информация о работе Систематизация нормативных актов