Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:02, курсовая работа
Сертификация продукции в Российской Федерации, а до этого в СССР, начала развиваться в 1979 году, после вступления в силу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. Целью такой системы было обеспечение достоверной оценки качества продукции и предотвращение передачи в производство несовершенных, технологически недоработанных изделий, а также систематический контроль за стабильностью качества выпускаемой продукции.
I. Введение.......................................................................................................3
1.1. Сущность и функции сертификации..................................................4
II. Основные понятия сертификации………………………………..6
III. Цели и принципы сертификации………………………………..9
3.1. Цели сертификации……………………………………………………..9
3.2. Принципы сертификации……………………………………………..10
IV. Обязательная и добровольная сертификация………………11
4.1. Обязательная сертификация…………………………………………11
4.2. Добровольная сертификация………………………………………….13
V. Участники обязательной сертификации………………………15
VI. Правила и документы по проведению работ в области сертификации……………………………………………………………..19
6.1. Правила сертификации………………………………………………..19
6.2. Нормативная база сертификации…………………………………...22
VII. Заключение………………………………………………………….25
VIII. Список использованной литературы……………………….25
В России
кровно заинтересованы в добровольной
сертификации продукции лишь российские
экспортеры. По мере ужесточения конкуренции
на рынке будет возрастать потребность
в добровольной сертификации.
V.
Участники обязательной
сертификации
Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Основные участники
— заявители, органы по сертификации
(далее — ОС) и испытательные
лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют
в процедуре сертификации каждого
конкретного объекта на всех этапах
этой процедуры.
Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:
реализовывать продукцию, исполнять услугу только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);
обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;
указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией (услугой);
приостанавливать или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;
после истечения срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;
извещать
ОС о тех изменениях, которые влияют
на характеристики, проверяемые при сертификации.
Орган по сертификации выполняет следующие функции:
сертифицирует продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия;
осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);
приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
представляет заявителю необходимую информацию.
ОС несет
ответственность за обоснованность
и правильность выдачи сертификата
соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей сертификации.
ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест— Москва».
Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОС).
Например, Департамент маркетинга потребительского рынка Министерства торговли Российской Федерации выполняет функции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Росстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.
В обязанности ЦОС входит:
организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации;
рассмотрение
апелляций заявителей по поводу действия
ОС, ИЛ (центров).
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в России — Росстандарт) выполняет следующие функции:
формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
проводит
государственную регистрацию
опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
представляет
в установленном порядке
Главным участником работ по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.
В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Росстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.
В соответствии
с соглашением федеральный
1) проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;
2) входить
в систему ГОСТ Р и
VI.
Правила и документы
по проведению работ
в области сертификации
6.1.
Правила сертификации
1. В качестве
ОС или ИЛ допускаются организации независимо
от их организационно-правовых форм и
форм собственности, если они не являются
изготовителями (продавцами, исполнителями)
и потребителями (покупателями) сертифицируемой
ими продукции, при условии их аккредитации
в установленном порядке и наличии лицензии
на проведение работ по сертификации.
2. Аккредитацию
ОС и ИЛ организует и осуществляет Росстандарт
России, федеральные органы исполнительной
власти в пределах своей компетенции на
основе результатов их аттестации, как
правило, комиссиями. Результаты аккредитации
оформляют аттестатом аккредитации.
3. Если
в системе аккредитации несколько ОС одной
и той же продукции (услуги), то заявитель
вправе провести сертификацию в любом
из них.
4. Сертификация
отечественной и импортируемой продукции
проводится по одним и тем же правилам.
5. Сертификаты
и аттестаты аккредитации в системах обязательной
сертификации вступают в силу с даты их
регистрации в Государственном реестре.
Государственный реестр содержит сведения
о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах
сертификации однородной продукции (группы
услуг), знаках соответствия, аттестованных
экспертах, документах, содержащих правила
и рекомендации по сертификации.
6. Официальным
языком является русский. Все документы
(заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты
и т.п.) оформляются на русском языке.
7. При возникновении спорных вопросов
в деятельности участников сертификации
заинтересованная сторона может подавать
апелляцию в ОС, ЦОС, Росстандарт России,
другие федеральные органы, проводящие
работы по сертификации. Указанные
органы рассматривают вопросы,
связанные с деятельностью участников
работ по сертификации, применению знаков
соответствия, выдачи и отмены сертификатов
и аттестатов аккредитации.
8. Сертификация
проводится по схемам, установленным системами
сертификации однородной продукции или
группы услуг.
Порядок проведения
сертификации
6.2.
Нормативная база сертификации
В основу
работ по сертификации положена разветвленная
иерархическая система документов, которые
(за исключением рекомендаций) носят обязательный
характер.
Эта
группа документов представлена в
Законах РФ «О сертификации продукции
и услуг», «О защите прав потребителей».
В соответствии с этими законами вводится
обязательная сертификация конкретных
объектов (продукции, услуг, рабочих мест
и т.п.), определяются федеральные органы
исполнительной власти, организующие
работы по сертификации этих объектов,
создаются соответствующие системы сертификации,
устанавливаются перечни объектов обязательной
сертификации.
2. Подзаконные акты — постановления Правительства РФ.
Они
вводят в действие перечни
продукции, услуг и другие
3. Основополагающие организационно-методические документы (рис. 1).
Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:
документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации;
документы,
созданные федеральными органами исполнительной
власти и действующие в рамках конкретных
систем.
4. Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.
Например,
в Системе сертификации ГОСТ Р
действуют следующие документы:
Правила проведения сертификации пищевых
продуктов и продовольственного сырья,
«Услуги транспортные. Пассажирские перевозки»
и пр.
5. Классификаторы, перечни и номенклатуры.
В работах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.
Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Росстандартом и Государственным таможенным комитетом, — «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ». На основе перечней, установленных Правительством РФ, Росстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.
Информация о работе Система сертификации услуг по перевозке автомобильным транспортом