Система сертификации услуг по перевозке автомобильным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Сертификация продукции в Российской Федерации, а до этого в СССР, начала развиваться в 1979 году, после вступления в силу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. Целью такой системы было обеспечение достоверной оценки качества продукции и предотвращение передачи в производство несовершенных, технологически недоработанных изделий, а также систематический контроль за стабильностью качества выпускаемой продукции.

Оглавление

I. Введение.......................................................................................................3
1.1. Сущность и функции сертификации..................................................4

II. Основные понятия сертификации………………………………..6


III. Цели и принципы сертификации………………………………..9
3.1. Цели сертификации……………………………………………………..9
3.2. Принципы сертификации……………………………………………..10


IV. Обязательная и добровольная сертификация………………11
4.1. Обязательная сертификация…………………………………………11
4.2. Добровольная сертификация………………………………………….13


V. Участники обязательной сертификации………………………15

VI. Правила и документы по проведению работ в области сертификации……………………………………………………………..19

6.1. Правила сертификации………………………………………………..19
6.2. Нормативная база сертификации…………………………………...22

VII. Заключение………………………………………………………….25





VIII. Список использованной литературы……………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

  В России кровно заинтересованы в добровольной сертификации продукции лишь российские экспортеры. По мере ужесточения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации. 
 

                    V. Участники обязательной сертификации 

  Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Основные участники  — заявители, органы по сертификации (далее — ОС) и испытательные  лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют  в процедуре сертификации каждого  конкретного объекта на всех этапах этой процедуры. 

  Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:

  реализовывать продукцию, исполнять услугу только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);

  обеспечивать  соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;

  указывать в сопроводительной технической  документации сведения о сертификате  или декларации о соответствии и  НД, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

  обеспечивать  беспрепятственное выполнение своих  полномочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

приостанавливать  или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;

после истечения  срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;

  извещать  ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации. 

  Орган по сертификации выполняет следующие функции:

  сертифицирует продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия;

  осуществляет  инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

  приостанавливает  либо отменяет действие выданных им сертификатов;

  представляет  заявителю необходимую информацию.

  ОС несет  ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата  соответствия, за соблюдение правил сертификации. 

  Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей сертификации.

  ИЛ несет  ответственность за соответствие проведенных  ею сертификационных испытаний требованиям  НД, а также за достоверность и объективность результатов.

  Если орган  по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест— Москва».

  Для организации  и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОС).

  Например, Департамент маркетинга потребительского рынка Министерства торговли Российской Федерации выполняет функции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Росстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.

   

  В обязанности  ЦОС входит:

  организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой  системе сертификации;

  рассмотрение  апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров). 

  Специально  уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти в области сертификации (в России — Росстандарт) выполняет следующие функции:

  формирует и реализует государственную  политику в области сертификации, устанавливает общие правила  и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

  проводит  государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

  опубликовывает  официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

  представляет  в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.

  Главным участником работ  по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

  В работах  по сертификации участвует ряд федеральных  органов исполнительной власти. Росстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.

  В соответствии с соглашением федеральный орган  может:

  1) проводить  сертификацию вне системы ГОСТ  Р по своим правилам с выдачей  соответствующих сертификатов и знаков соответствия;

  2) входить  в систему ГОСТ Р и осуществлять  деятельность в полном соответствии  с ее правилами. 
 

  VI. Правила и документы по проведению работ в области сертификации 

6.1. Правила сертификации 

  1.  В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по сертификации. 

  2.  Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Росстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации. 

  3.  Если в системе аккредитации несколько ОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них. 

  4.  Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам. 

  5.  Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном реестре. Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации. 

  6.  Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке. 

     7. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в ОС, ЦОС, Росстандарт России, другие федеральные органы, проводящие работы по сертификации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации. 

  8. Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Порядок проведения сертификации 

    
 
 
 
 

6.2. Нормативная база сертификации 

  В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер. 
 

  1. Законодательные акты Российской Федерации.
 

   Эта  группа документов  представлена в Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей». В соответствии с этими законами вводится обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы сертификации, устанавливаются перечни объектов обязательной сертификации. 

  2. Подзаконные акты  — постановления  Правительства РФ.

   Они  вводят в действие перечни  продукции, услуг и другие объекты,  подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг. 

  3. Основополагающие  организационно-методические  документы (рис. 1). 

  Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:

  документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации;

  документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем. 

  4. Организационно-методические  документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.

  Например, в Системе сертификации ГОСТ Р  действуют следующие документы: Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр. 
 
 

  5. Классификаторы, перечни  и номенклатуры.

  В работах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.

  Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Росстандартом и Государственным таможенным комитетом, — «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ». На основе перечней, установленных Правительством РФ, Росстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.

Информация о работе Система сертификации услуг по перевозке автомобильным транспортом