Система органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, реферат

Краткое описание

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст.10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Файлы: 1 файл

referat_po_pravovedeniyu.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности прав личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, по борьбе с преступностью, по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обороны  и государственной безопасности осуществляет меры по обеспечению Вооруженных Сил, обеспечивает развитие государственных целевых программ в области развития вооружения, принимает меры по охране государственной границы и т.п.

В сфере внешней  политики и международных отношений  осуществляет меры по реализации внешней политики государства, обеспечивает представительство России в иностранных государствах и международных организациях,  обеспечивает выполнение обязательств государства по международным договорам, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

Хочу подчеркнуть, что Правительству  Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы, которая осуществляется путем внесения в Государственную Думу законопроектов. 

Правительство РФ руководит работой  министров и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность. В систему государственных органов исполнительной власти РФ входят федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства и надзоры.

Министерство Российской Федерации –федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности, а также координирует в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти. Возглавляется входящим в состав Правительства федеральным министром.

Государственный комитет, федеральная комиссия России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляются соответственно председателем государственного комитета, федеральной комиссии.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель, российское агентство – генеральный директор российского агентства, федеральный надзор – начальник федерального надзора России.

Говоря о полномочиях  Правительства, в заключение отмечу, что оно в пределах своих полномочий координирует деятельность органов  исполнительной власти субъектов федерации.

Правительство Российской Федерации – орган коллегиальный. Его заседания проводятся систематически, каждую неделю, и исключительно на них принимаются решения по важнейшим  вопросам экономического развития страны

5.2. Законодательные акты Правительства

Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством  его актов – постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции страны, федеральных законов и указов Президента (стю115 Конституции).

Правительство обеспечивает их выполнение. Постановления и распоряжения Правительства  обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие  нормативный характер, издаются в  форме постановлений. Акты по оперативным  и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом. Согласно указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996г. «О порядке опубликования и вступления в  силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

 

    1. Судебная власть

Одной из разновидностей государственной  власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов. Оно имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседания гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации  строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового  государства и закрепленных в  конституции Российской Федерации (гл.7)  и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации».

 

6.1. Вкратце рассмотрим основные конституционные принципы правосудия.

Важнейший из них – осуществление  правосудия только судом (ст.118 Конституции). Это – гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое отражение в установлении Конституцией рамок судебной власти и судебной системы Российской Федерации.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Еще раз отмечу, что согласно стю128 Конституции, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

В Конституции Российской Федерации (ст.120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности и авторитетности   судебной власти, позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие.

Принцип подчинения судей только Конституции  и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст.120 Конституции  положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В соответствии с Конституцией (ст.121) судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным в федеральном законе.

В 122 ст. Конституции указывается, что судьи неприкосновенны. Это – одна из наиболее существенных гарантий их независимости.

Разбирательство дел  во всех судах является открытым, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренным федеральным законом. В случаях, предусмотренным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

В соответствии с Конституцией (ст.124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Правосудие – главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкования правовых норм (Конституционным Судом – норм Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда) и т.д. 

И в заключение скажу несколько  слов о Конституционном Суде.

 

6.2. Конституционный Суд  Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия его определены Конституцией (ст.125) и федеральным конституционным законом от 21 июля 1994г. «О Конституционном суде Российской Федерации».

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральным законам, нормативным актам субъектов федерации; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и ее субъектов;  проверяет конституционность примененного закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции Российской Федерации, осуществляет другие полномочия, предоставленными ему Конституцией.

В своей деятельности Конституционный  Суд Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

    1. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов. Под редакцией О.Е.Кутафина. Том 1.
    2. Конституция Российской Федерации.
    3. Собрание Законодательства Российской Федерации NN 21, 47 за 1995г, N 16 за 1996г., NN 1, 20, 22, 38, 51 за 1997г.
    4. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. Конституционное право России, 2000.
    5. Российская юридическая энциклопедия. 1999

 

 


Информация о работе Система органов государственной власти