Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 73.43 Кб (Скачать)
>2) обсуждение  законопроекта - важная стадия, которая  начинается в Государственной  Думе с заслушивания доклада  представителя субъекта, внесшего  законопроект. Данная стадия необходима  для того, чтобы довести документ  до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы,  неточности и прочие дефекты.  Наиболее существенные законопроекты  выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью  двух механизмов голосования  (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается  на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные  законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные  законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы);

б) одобрение  закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный  закон считается одобренным Советом  Федерации, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение  четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и  ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент  в течение четырнадцати дней подписывает  одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование  закона (как правило, федеральные  конституционные законы и федеральные  законы подлежат официальному  опубликованию в течение семи  дней после их подписания Президентом  РФ; неопубликованные законы не  применяются)

 
17. Нормативные правовые  акты и их виды.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые  учитывают интересы большинства  и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Нормативно-правовой акт -- это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными. 

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической  силе; по содержанию; по объему и характеру  действия; субъектам, их издающим. 

По юридической  силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она  определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. 

В соответствии с теорией и практикой правотворчества  акты вышестоящих правотворческих  органов обладают более высокой  юридической силой, чем акты нижестоящих  правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. 

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной  мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное  законодательство). Но наряду с отраслевыми  нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство -- примеры комплексных нормативно-правовых актов. 

По объему и  характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

--на акты общего  действия, охватывающие всю совокупность  отношений определенного вида  на данной территории;

- на акты ограниченного действия -- распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

- на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества  нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные  акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"