Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 73.43 Кб (Скачать)

  а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

  б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

  – парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

  Признаки  республики:

  а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти;

  б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

  в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

  г) сменяемость и выборность представительной власти;

  д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

  Виды  республик:

  а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

  б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

  в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

  Также выделяют смешанные формы правления  республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

 
5. Форма территориально-государственного  устройства

Форма государственного устройства — способ территориальной  организации государства или  государств, образующих союз. Оно представляет собой внутреннее деление государства  на составные части — административно-территориальные  единицы, автономные политические образования  или суверенные государства. Она  отражает также характер взаимоотношений  государственного центра и отдельных  его частей. Сегодня различают  четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное.

Империя (от лат. imperium - власть) — форма организации крупнейшего государства. Принципиальное отличие империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.

С установлением  власти правящих элит и появлением государства наиболее типичным явлением стало возникновение империй. Подобного  типа территориально-государственное  устройство было присуще многим цивилизациям на разных континентах и в разные эпохи, вплоть до XX века включительно. Естественно, ранние империи (Ханьская, Римская, империя Карла Великого, Османская) имели отличия от более поздних империй (Наполеоновская, Британская, Российская), поскольку создавались благодаря иным социально-экономическим и политическим предпосылкам. Однако для всех империй характерны некоторые общие черты, позволяющие говорить об имперских системах как определенном типе политической организации. В качестве таковых выделяются:

-обширная территория

-сильная централизованная власть

-экспансионистская правящая элита

-полное господство центра и подчинение периферии

-наличие общего политического замысла без учета интересов конкретных групп

-неоднородный этнический, национальный и культурный состав населения

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:

на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.

• в унитарном  государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система  законодательства.

• в сфере  международных отношений координацию  действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной  арене.

• существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.

Унитарное государство - состоит из штатов, областей районов  и тд, которые называются административно - территориальными единицами. Они не имеют правительства, но имеют органы местного самоуправления. Примерами государств с такой формой организации территории служат Великобритания, Дания, Испания, Швецияя, Япония.

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии. 

Существуют следующие  виды федераций:

1) В зависимости  от основы, на которой была  создана федерации, можно выделить  союзные, то есть основанные  на союзе, и автономные федерации  (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.

2) Федерации  строятся на разных принципах,  в связи с этим существуют  национальные, территориальные и  национально-территориальные федерации.  Национальные федерации строятся  по этническому принципу, население  субъектов национальной федерации  отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации  возникает как право нации  на самоопределение. Сегодня такими  федерациями являются Бельгия  и Эфиопия, в прошлом к ним  относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций  находится разделение территории  на субъекты. Население государства  в этом случае этнически однородно,  появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.

3) Сегодня все  чаще федерации разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные государства включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина. Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы: -помимо субъектов федерации, существуют еще и другие территориальные образования, ими могут быть федеральные округа или территории, владения. Такими федерациями являются США, Австралия, Индия. -федерация состоит из субъектов, но они не являются однородными. Прекрасным примером в данном случае может служить РФ, которая состоит из республик, краев, автономных округов и областей, городов федерального значения. -в третью группу входят федерации, которые состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации. Иногда асимметрию такого рода называют «скрытой асимметрией». Примером такой федерации может являться Германия.

Конфедерация — форма объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления. Т.е. Конфедерация – союз государств, сохраняющих свою полную независимость.

Отношения между  членами конфедерации симметричны, то есть, в соответствии с законом  они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют  неограниченное право отделения  в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае с США и Швейцарией, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого  государства.

 
6. Форма политического  режима

  Государственно—правовой (политический) режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер.

  Виды  политического режима: 1) авторитарный – осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства.

  Его признаки:

  а) отстранение населения от формирования государственной власти;

  б) концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения;

  в) устранение властью оппозиции;

  г) реализация решений государственной власти с использованием насилия и при помощи военно—полицейского аппарата;

  д) преобладание противоправных решений.

  Виды:

  – деспотический, при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер;

  – тиранический, при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население государства;

  – конституционно—авторитарный, при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное

  закрепление в конституции, формально провозглашающей  эти права и свободы; – тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни;

  2) переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному функционированию государств и безопасности граждан;

  3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству.

  Признаки:

  а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

  б) реализация принципа разделения властей;

  в) полное подчинение государства праву;

  г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод.

  Виды:

  а) демократия участия, т. е. участие в политике всего населения;

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"