Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Теории государства и права".
б) демократия многовластия (полиархия),
т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы;
в) демократия сообществ (консоциатив—ная), т. е. сохранение за каждым участником национально—религиозной культуры.
Механизм государства – это система государственных органов и организаций, призванных осуществлять государственную власть, решать задачи и выполнять функции государства по управлению общественными делами.
Признаки механизма государства:
1) наличие системы
государственных органов,
2) наличие сложной структуры;
3) тесная взаимообратная
связь между государственным
механизмом и функциями
4) решение задач
по обеспечению управления
Структура механизма государства:
1) государственные
органы, связанные между собой
отношениями соподчинения и
а) органы представительной власти;
б) органы исполнительной власти;
в) судебные органы;
г) контрольно—надзорные органы;
2) государственные
учреждения и организации,
а) государственные
учреждения – государственные организации,
которые выполняют
б) государственные предприятия – государственные организации, которые создаются с целью производства различной продукции и оказания услуг населению государства;
3) государственные
гражданские служащие – лица,
которые профессионально
4) материальные
придатки – здания, сооружения
и различное оборудование, обеспечивающие
в соответствии с научно—
Принцип разделения властей – принцип, согласно которому государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная
– власть, обладающая верховенством,
так как формируется
2) исполнительная
– власть, представленная в лице
государственных органов,
3) судебная –
власть, осуществляемая судебными
органами и призванная
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.
Требования к принципам:
1) нормативность, т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов;
2) непротиворечивость, т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;
3) полнота, т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов;
4) относительная самостоятельность, т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.
Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата: 1) общие – принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) социально—политические:
– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
– демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;
– гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;
– законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний;
– профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;
– гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;
– национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.;
– федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;
б) организационные:
– иерархичность;
– дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;
– ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;
– сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;
– соотношение отраслевых и территориальных начал управления;
2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.
В юридической литературе под функциями государства понимают главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением. При этом следует отметить, что функции и деятельность государства понятия не тождественные, о чем будет подробно сказано в последующих темах настоящего курса.
Признаки функций государства:
В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства.
Следует отметить, что деление функций на внутренние и внешние является весьма условным. Кроме них выделяют также основные, не основные, постоянные, временные, общесоциальные и специальные и др.
Рассмотрим основные формы государственных функций.
2 Организационные носят вспомогательный характер (например: статистика, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий и др.).
Среди методов (способов
воздействия на поведение людей)
осуществления функций
Право в
современном понимании – это система
юридических норм, регулирующих наиболее
важные общественные отношения на началах
справедливости и свободы. Это универсальный
регулятор общественных отношений. В этом
его основная сущность и главное предназначение.
Право представляет собой единую, целостную
систему. Оно является совокупностью обязательных
к исполнению правил (норм), установленных
государством. Именно в неразрывной связи
с государством заключается специфика
и принципиальное отличие права от других
социальных нормативов, действующих в
обществе и основывающих свой авторитет
на других источниках (обычаи, традиции
и т.д.). Таким образом, под правом мы понимаем следующее: Понятие права можно использовать в двух значениях Объективное право – право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в юридических нормах |
Субъективное право – право, принадлежащее конкретному лицу |
Система права
представляет собой внутренне согласованное,
целостное единство, которое не является
результатом произвольной деятельности
государства, а выступает отражением
реально складывающихся общественных
отношений.
Элементами системы права являются:
1. Правовая норма – элементарное правило
поведения.
2. Правовой институт – совокупность обособленных
норм, регулирующих близкий круг общественных
отношений.
3. Отрасль права – совокупность правовых
норм, институтов и принципов, регулирующих
однородную область общественных отношений.
Система права:
Публичное право: отрасли права: -конституционное, - административное; - уголовное; - уголовно-процессуальное права.
Частное право: отрасли: гражданское право (подотрасль – обязательственное право); трудовое право (инст права: рабочее время, время отдыха, заработная плата – норма права); семейное право.
3. Признаки права
Общеобязательность | Право является единственной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства. |
Определенность | Именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей. |
Обеспеченность | Если предписания не исполняются добровольно, государство принимает меры для их выполнения. |
Многократность | В большинстве
случаев юридические нормы |
Справедливость | Право выражает общую и индивидуальную волю граждан, утверждающих господство принципов справедливости в обществе. |
4.
Принципы права
Принципы права – это основные исходные
положения, юридически закрепляющие объективные
закономерности общественной жизни.
Рассмотрим некоторые важные принципы
права.
Виды:
v Общеправовые – это основные начала,
которые определяют наиболее существенные
черты права в целом, его содержание и
особенности как регулятора всей совокупности
общественных отношений. Они распространяются
на все правовые нормы и с одинаковой силой
действуют во всех отраслях права вне
зависимости от характера и специфики
регулируемых ими общественных отношений
(принципы социальной свободы, социальной
справедливости, демократизма, гуманизма,
равноправия, единства юридических прав
и обязанностей, ответственности за вину,
законности).
v Межотраслевые – выражают особенности
нескольких родственных отраслей права
(например, уголовно-процессуального и
гражданско-процессуального). Общими принципами
указанных отраслей права являются, например,
коллегиальность в рассмотрении уголовных
и гражданских дел, гласность судебного
разбирательства. В то же время на родственные
(смежные) отрасли права в полной мере
распространяются и общие правовые принципы.
Они проявляются отдельно в каждой отрасли
и интегрируются в межотраслевые принципы.
v Отраслевые – характеризуют наиболее
существенные черты конкретной отрасли
права (например, административного и
гражданского). Принципами гражданского
права являются равенство сторон в имущественных
отношениях, обеспечение договорной дисциплины
и др.
5. Функции права
Под функцией права следует понимать
основные направления воздействия права
на общественные отношения, которые предопределяются
социальным назначением права в жизни
общества.
Особенности функций
права:
ü Производны от сущности правовых явлений
и определяются назначением права в обществе.
Функции – это «свечение» сущности права
в общественных отношениях.
ü Выражают такое воздействие права на
общественные отношения, потребность
в осуществлении которого порождает необходимость
существования правка как социального
явления.
ü Отражают главные черты права и направлены
на решение конкретных задач, стоящих
перед правом на данном этапе развития
общества.
ü Представляют направления активного
действия права, упорядочивающего определенный
вид общественных отношений. Одним из
важнейших признаков функций права является
её динамизм, движение, действие.
ü Обладают постоянством, характеризуются
непрерывностью, длительностью действия.
Функции
Внешние:
1. Политическая - право в своих нормах
закрепляет политический строй общества,
механизм функционирования государств,
регламентирует политические отношения,
регулирует деятельность субъектов политической
системы.
2. Экономическая – право, устанавливая
«правила игры» в экономической сфере,
упорядочивает отношения, закрепляет
формы собственности, определяет механизм
распределения общественного богатства.
3. Воспитательная – право, отражая
определенную идеологию, оказывает специфическое
педагогическое воздействие на лиц, формирует
у субъектов мотивы правомерного поведения.
4. Культурно-историческая – право
аккумулирует духовные ценности и достижения
мировой культуры.
5. Социального контроля – контроль
стимулирует определенное поведение и
ограничивает нежелательные для общества
поведение и действие, т.е. удерживает
от совершения неправомерных действий.
6. Информационно-регулирующая – информирует
о возможностях того или иного социально
значимого поведения и способствует социально
полезному поведению.
7. Коммуникативная – право, являясь
информационной системой, выступает способом
связи между субъектом и объектом управления.
Внутренние:
1. Регулятивная:
1.1. Динамическая – обеспечивает активное
поведение людей, использование субъективных
прав (избирательное право, право обращения
в суд) либо исполнение позитивных обязанностей
(уплата налогов, исполнение воинского
долга).
1.2. Статистическая – закрепляет общественные
связи и порядки (установление равноправия
граждан перед законом и судом, закрепление
права собственности).
2. Охранительная – функция направлена
на борьбу и вытеснение вредных и опасных
для общества вариантов поведения, охрану
и защиту прав личности и других субъектов
права, обеспечение охраны законности
в стране.
Второстепенные:
1. Компенсационная – функция состоит
в компенсации ущерба или вреда, причиненного
незаконными действиями государственных
органов, должностных лиц, других лиц.
Данная функция присуща гражданскому,
трудовому, уголовному праву.
2. Ограничительная – функция направлена
на ограничение действий лиц, ущемляющих
права других. Права и свободы человека
могут быть ограничены законом в интересах
защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечение обороны
страны и безопасности государства. Не
допускается пропаганда социальной, расовой,
национальной и религиозной вражды (ст.29,
55 Конституции РФ).
3. Восстановительная – функция направлена
на восстановление нарушенного права,
прежнего правового положения, возврат
незаконно отобранного имущества, восстановление
на работе, тесно связана с компенсационной,
поскольку восстановление нарушенного
права влечет и компенсацию потерь.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"