Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:41, шпаргалка

Краткое описание

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех го­сударственно-правовых явлений и процессов. Предмет теории права и государства является достаточно сложным образованием, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и государства предполагает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы; в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства; г

Файлы: 1 файл

1.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

 

60.  ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ  НОРМ  ПРАВА

 

Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.); 2) носит властный характер; 3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения); 4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.

 

61.  ПОНЯТИЕ И  ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ  НОРМ  ПРАВА

 

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм). Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

 

62.  ПРАВОВОЙ  НИГИЛИЗМ, ПОНЯТИЕ   И  СУЩНОСТЬ

 

Как социальное явление нигилизм характеризуется: а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям; б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания; в) не сопряжен с позитивной программой; г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало. Правовой нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность. формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны.

 

63.  ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ. АНАЛОГИЯ  ПРАВА  И  АНАЛОГИЯ  ЗАКОНА

 

Аналогия права - это принятие решения  по конкретному делу на основе общих  принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.

 

  Пробел в праве - отсутствие  правовой нормы при разрешении  конкретных жизненных случаев,  которые охватываются правовым  регулированием и должны быть разрешены на основе права.

 

  Объективная и субъективная  природа пробелов в праве. Объективные  факторы - законодатель может  быть не готов к принятию  того или  иного закона. В  законодательном органе наблюдаются  столкновения интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают новизной. - появляются правовые вакуумы. Субъективные факторы - несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т.п. Недопустим отказ субъекту права со стороны правосудия под предлогом несовершенства законодательства. При существовании пробелов в праве правоприменитель может попытаться решить спор, применив аналогию права, либо аналогию  закона.

 

  Аналогия закона - решение конкретного дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай.

 

  Применение права по аналогии  в современных государствах ограничено. Оно полностью исключается при  разрешении уголовных дел. Уголовное  законодательство исходит из принципа, по которому преступлением не может считаться деяние, не предусмотренное уголовным законом. В связи с постоянным совершенствованием законодательства применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается.

 

64.  ПРЕДМЕТ И МЕТОД  ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Для деления норм права на отрасли  используют два критерия: предмет  и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования  — это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод - формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;      - рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.

 

65.  ЗАКОННОСТЬ  И  ПРАВОПОРЯДОК

 

Законность – это выраженная в точном и неуклонном исполнении и соблюдении законов всеми субъектами права их общая воля.

 

  Понятие законности приобретает  исходное значение в государстве,  где признает­ся верховенство  закона. Коренной переворот в  общественных отношениях в Рос­сийской  Федерации выдвинул вопрос о понятии законности на передний план. И если раньше, в период тоталитарного режима ей уделялось лишь теоретическое внимание, то в нынешних условиях она обрела огромное практическое значение. И это понятно, ибо правовое государство неразрывно связано с законностью, кото­рая основывается на законах.

 

  Когда мы говорим о точном  и неуклонном соблюдении и  исполнении законов все­ми субъектами  права, то прежде всего сталкиваемся  с равенством граждан перед  законом. Ибо каждый из них  призван делать то, что и другой: неукоснительно со­блюдать и исполнять законы государства. Это равенство представляет собой ра­венство их прав и обязанностей по отношению к действующим законам. В свою очередь оно выступает как количественное отношение, ибо каждый имеет такой же объем прав и обязанностей, что и другой. Ну а поскольку всякое количество есть количество какого-то качества, то в рассматриваемом равенстве скрывается внутреннее качество. Таким качеством является воля субъектов права. Иначе го­воря, каждый из них посредством общего волевого акта признает друг в друге рав­ного себе. Эта общая воля и образует сущность законности. На поверхности же яв­лений она выражается в точном соблюдении и исполнении законов всеми лицами.

 

  Требованиями законности являются:

1. верховенство закона в отношении  других нормативно-правовых актов;

2. издание нормативно-правовых  актов лишь полномочными органами  и в пределах своей компетенции;

3. своевременность обновления законодательства  в соответствии с потребностя­ми  развития общества;

4. обеспечение прав и свобод  гражданина и человека, провозглашенных  междуна­родными актами;

5. контроль за точным и неуклонным  соблюдением и исполнением законов;

6. пресечение всех и всяких  проявлений беззакония и произвола.

Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу и обычно употребля­ются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Все же между ними есть четкая грань.

Правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления  ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух пра­ва. Если законность представляет собой режим общественно-политической жиз­ни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактиче­ское «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та нор­мальная правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных правовых отношений.

  Будучи венцом, итоговым результатом  действия права, правопорядок  как бы замы­кает цепь основных  общественно-политических явлений  из области правовой над­стройки  (право – законность – правопорядок).

  Основные черты правопорядка, существующего в данной общественной системе, рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в це­лом.

  Выделим эти основные черты  правопорядка: господство закона  в области отноше­ний, регулируемых  правом; полное и своевременное  соблюдение и исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая общественная дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъектив­ных прав; безусловное утверждение прирожденных прав и свобод человека; чет­кая и эффективная работа всех юридических органов, прежде всего правосудия; неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего право­нарушение.

 

  Другими словами, правопорядок  есть реальное, полное и последовательное  осу­ществление всех требований  законности, идеалов и принципов права, правового государства, прежде всего реальное и полное обеспечение прав человека.

 

66.  ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ. ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ

 

Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более  родственна именно романо-германской правовой семье.

 Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: - единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); - главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; - имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; - высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; - весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); - деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; - правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; - особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.


Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"