Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:41, шпаргалка

Краткое описание

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех го­сударственно-правовых явлений и процессов. Предмет теории права и государства является достаточно сложным образованием, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и государства предполагает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы; в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства; г

Файлы: 1 файл

1.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

 

n  Реальная гарантированность  прав и свобод личности. В соответствии  с Конституцией РФ человек,  его права и свободы являются  высшей ценностью. Признание,  соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

 

n  Принцип разделения властей. (БИЛЕТ 26)

 

25.   ПРИЗНАКИ  ПРАВОВОГО   ГОСУДАРСТВА

 

Признаки правового государства:

 

n  Верховенство закона. Не один  государственный орган, должностное  лицо, коллектив, организация, человек  не освобождается от обязанности  подчинятся закону. Законы являются общеобязательными. Верховенство закона - акт исходящий от высшего представительного органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

 

n  Взаимная ответственность  государства и гражданина. Как  граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях «государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и  ответственность граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и ответственности государства перед гражданами. Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм, взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция, если она принята в результате всенародного голосования. В ней определяются особые права государства, которые не могут принадлежать отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

 

n  Реальная гарантированность  прав и свобод личности. В соответствии  с Конституцией РФ человек,  его права и свободы являются  высшей ценностью. Признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

 

n  Принцип разделения властей. (БИЛЕТ 26)

 

26.  ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый предложил разделить государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В последующем идея получила свою практическую реализацию во многих государствах: в США и Франции.  Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3 относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном взаимодействии.

 

27.  ПРИНЦИПЫ  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА С ЛИЧНОСТЬЮ

 

Как граждане несут ответственность  перед государством, так и государство  должно нести ответственность перед  гражданином. Но на практике в отношениях «государство - гражданин» нет равного  партнёрства, поэтому нет равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и  ответственность граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и ответственности государства перед гражданами. Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм, взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция, если она принята в результате всенародного голосования. В ней определяются особые права государства, которые не могут принадлежать отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

 

28.  ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

 

Политическая система общества - это система взаимосвязанных  организаций и людей, основанных на различных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных слоёв, классов, групп, реализующая политическую власть в рамках права через государство. Основные компоненты политической системы:

 

а) совокупность политических объединений (государство и обществено-политические партии)

 

б) политические отношения, складывающиеся между элементами системы

 

в) политические нормы и традиции

 

г) политическое сознание

 

д) политическая деятельность - деятельность людей как представителей или  членов политических объединений

 

29.  ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Государство - это политическая организация  общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством  государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, предающая праву обще обязательное значение, гарантирующая права и свободу граждан, законность и правопорядок.

 

Взаимодействие. Процесс возникновение  государства и права протекал параллельно. Государство и право  является продуктом общества на определённом этапе развития. Взаимосвязь государства и права проявляется в следующем:

 

n  нормы права не могут  возникать, развиваться и функционировать  без государства

 

n  нормы права являются результатом  правотворческой деятельности государства

 

n  юридические нормы становятся обще обязательными, потому что они устанавливаются и санкционируются государством

 

n  государство гарантирует реализацию  правовых норм, охраняет от нарушений.

 

Государство зависит от права, оно  не может нормально функционировать не опираясь на право. В законодательном закреплении нуждается организация деятельности государственного аппарата. Правовые нормы определяют систему государственного механизма, устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан.

 

30.  ПОНЯТИЕ И  ПРИЗНАКИ  ПРАВА

 

Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей, установ­ленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

 

 Право как регулятор возникает  только в том обществе, которое  имеет государст­венную организацию. Оно представляет собой результат общественного развития и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности испол­нения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее положе­ние среди социальных норм.

 

К признакам права можно отнести  следующие:

 

1.     Право - это явление  общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.

 

2.     Право есть регулятор  социально значимого поведения  человека, разно­видность социальных  норм. Оно имеет дело с социальной  сферой, которая включает в себя: а) людей; б) отношения между людьми (общественные отношения); в) поведение субъектов общественных отношений.

 

3.     Содержание права  определяется потребностями общественного  развития 

 

4.     Право-  средство  социального компромисса в масштабе  общества, установления баланса  социальных интересов

 

5.     Более или менее  адекватно отражается в формальных  источниках права, что означает  приближение права к своему  идеалу или отступление от  него, от своей сущности.

 

6.     Право как разновидность  социальных норм обладает качеством  нор­мативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость). Нормативность формируется как. результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей..

 

7.     Действие права основано  на принципе применения равных  мер к участникам общественных  отношений независимо от их  индивидуальных особенностей 

 

8.     Нормы права должны  быть объективированы вовне, закреплены  в опре­деленных официальных формах

 

9.     С точки зрения  внутренней организации право  есть система, состоящая из  элементов,  взаимодействующих друг  с другом.

 

10.  Право общеобязательно. 

 

11.  Право тесно связано с  государством.

 

12.  Право охраняется государственным принуждением.

 

13.  В понятие права вводится  понятие правонарушении, оно всегда  имеет дело с отклоняющимся  от нормы поведением.

 

Право есть оформленная в официальных  источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная  система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

 

31.  ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

 

Ценность – это определенно  благо, это то, что полезно для человека. Отсюда ценность права выражается в его полезности для отдельного человека, для общества в целом и для государства. Ценность права обычно именуют социальной ценностью т.е. ценностью права для общественной жизни. Социальная ценность права обычно рассматривается с двух позиций: с точки зрения инструментально ценности и с точки зрения собственной ценности (самоценности). Инструментальная ценность права выражается в полезности права как регулятора общественных отношений. Право полезно для отдельного индивида как важнейший инструмент социального регулирования. Собственная ценность права выражается в полезности права как регулятора общественных отношений. Право полезно для государства, для общества и даже для отдельного индивида как важнейший инструмент социального регулирования. Собственная ценность (самоценность) права выражается в том. Что право как таковое являясь социально оправданной свободой определенного поведения выступает как определенная мера и как гарант свободы человека. Право призвано не только определять, но и гарантировать. Обеспечивать свободу отдельному индивиду. Социальная ценность права (как инструментальная так и собственная) обусловлена его объективными свойствами которые объективно присущи праву: 1. Нормативность: право обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому свойству право способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц. 2. Право - общеобязательный регулятор общественных отношений, благодаря этому свойству право способно урегулировать поведение всех без исключения членов общества. 3. Системность: право это система норм, это единая система в масштабах всего государства, благодаря этому свойству право способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны. 4-ое свойство – формальная определенность- это свойство появляется у права  благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА-ми. В этой связи нормы права приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому свойству право четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юридические права и обязанности, меры ответственности и т.д. 5. Принудительность (обеспеченность) – это свойство возникает у права благодаря тому что право обеспечивается принудительной силой государства. Благодаря этому свойству право способно утвердить в обществе тот порядок  который необходим обществу или государству.

 

 

32.  СУЩНОСТЬ ПРАВА

 

Право построено на трёх китах - началах: нравственность, государство и экономика. Право возникает на основе нравственности. Государство придаёт праву официальность, силу, гарантированность. Экономика - основной предмет регулирования, первопричина возникновения права. Специфика права - в центре его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Право имеет обще социальную сущность, служит интересам людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношение между собой - это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, т.е. право - мера свободы. Право - гарантированная, защищённая свобода.

 

33.  ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ФУНКЦИИ

 

Принцип права – исходные определяющие идеи, начала в соответствии с которыми строится система права и которые  лежат в основе её функционирования. Классификация принципов права. Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права (принципы гражданского права и т.д.). ТГП изучает только общеправовые принципы, межотраслевые и отраслевые принципы изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые принципы системы права – во-первых, принцип демократизма (система права строится на демократических началах). 2-ой принцип - гуманизма. Далее принцип справедливости, принцип равенства юридических прав и обязанностей, принцип единства прав и обязанностей. Принципы права по-разному проявляются в системе права, одни формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило, межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

 

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается, что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца, своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации .информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.  трансляционная функция состоит в том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует) все это участникам существующих общественных отношений, а также будущим поколениям людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"